2025 ГодНовости

Новости Бажовки: КИНО НАШЕЙ МОЛОДОСТИ

Месячник пенсионеров Свердловской области в библиотеке Бажова продолжило мероприятие с названием: «Кино нашей молодости». Под рубрикой «Час воспоминаний» прошло оно в один из воскресных дней и оставило, как поделились участники, «хорошее послевкусие».

«Кинематограф – мир чудесный,
К нему мы все благоволим!
Коль фильм попался интересный,
Часами на экран глядим».

А история кинематографа еще более интересна, наполнена фактами, кинолентами, именами актеров, режиссеров, композиторов, поэтов, операторов и продюсеров. Взять и поднять хотя бы часть громадного историко-художественного пласта весьма проблематично.

Но ведущему библиотекарю отдела художественной литературы Юлии Штиной это удалось. Пусть не в полном объеме (разумеется!), но довольно подробно она рассказала о главных вехах, чертах и героях советского кинематографа, начав, кстати, с дореволюционных времен и завершив лекцию на годах девяностых.

Искусство под названием «кино» появилось ведь не так давно – 130 лет назад, в 1895 году, когда братья Люмьер заявили впервые о своём «синема» на Бульваре Капуцинов, в Париже и позже – в московском «Эрмитаже» и летнем саду «Аквариуме», в Санкт-Петербурге. А, демонстрируя первые, немые, фильмы, когда в синематографе еще властвовал «тапер» (пианист, сопровождающий ленту звуком), у него появилось еще одно название: Великий Немой.

Когда кино обрело всё же голос, у каждого зрителя появился соответственно и свой любимый жанр: мелодрама, вестерн, фантастика, ужастик, исторический фильм. Ну, а малыши навсегда полюбили мультики – сначала Диснеевские, а потом – наши, замечательные и искрометные.

История Российского кинематографа начала двадцатого века берет свое начало с первых документальных фильмов, которые снимали обычные фотографы. Середину 1900-х годов принято считать временем его активного развития (компании А. Ханжонкова и А. Дранкова: «Борис Годунов», «Сцены из боярской жизни», «Понизовая вольница», «Стенька Разин», а также: «Пиковая дама», «Сумерки женской души», «Преступная страсть» — Я. Протазанова).

Первый цветной российский фильм «Броненосец «Потемкин» С. Эйзенштейна, первый фильм ужасов – «Вий» В. Гончарова. Запомнились актеры: В. Холодная, И. Мозжухин, В. Максимов. Первый цветной документальный – фильм о Параде Победы в Москве в Великую Отечественную войну. Самым же кассовым за всю историю российского и советского кинопроката признан кинобоевик (1979 г.) «Пираты ХХ века».

Самую престижную кинонаграду планеты – ежегодную премию «Оскар» Американской академии киноискусств – получали такие российские фильмы, как: «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Радуга», «Война и мир». «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит», «Утомленные солнцем». Оскар получил мультипликатор А.Петров за лучший мультфильм «Старик и море».

– Советский же кинопром хранит множество тайн и загадок, — заинтриговала слушателей ведущая Юлия Штина, – некоторые из которых становятся известны спустя десятилетия. И рассказала много интересных, житейских и в то же время общественно значимых историй из создания, проката кинолент, биографий актеров и режиссеров, даже из истории допуска некоторых готовых фильмов к прокату, но не допущенных в свое время, отложенных, а потом показанных и ставших мега популярными. Например, фильмы «Чапаев» и «Александр Невский» вышли на экраны только по настоянию Сталина, фильм «Подкидыш», «Небесный тихоход», который, кстати, позже получил Государственную премию СССР в области кинематографии, а «Подкидыш» — невероятную популярность.

Если военные и послевоенные годы запомнились хорошими фильмами (как «Два бойца». «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке»), фильмами, снятыми по произведениям писателей и на основе документальных материалов, то в послевоенные годы на экранах появились лирические киноленты: «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки», «Нибелунги».

Разруху, печаль, человеческие потери кинематографисты обходили стороной. Хотелось праздника, но денег не было, съемочные проекты сокращались до предела, и время это называлось «малокартиньем». Завершилось оно с наступлением «оттепели», в 1953 году, когда экономика немного стабилизировалась, а цензура при Никите Хрущеве смягчилась. И мы увидели обладателя Золотой Пальмовой ветви Каннского фестиваля «Летят журавли», а также – «Судьбу человека», «Высоту», «Неподдающиеся», «Свадьбу с приданым», «Чужую родню», «Укротительницу тигров», «Карнавальную ночь», «Дело Румянцева», «Верных друзей». В фильмах появилась лирика, и на первый план стали выходить герои бытовых драм, мелодрам и комедий. Романтические события разворачивались даже на заводах, фабриках и шахтах – нужно было повышать результаты очередной пятилетки. Настал «звездный час» и у психологических драм. За бытовые деревенские истории начал отвечать Василий Шукшин, режиссер-самородок из алтайского села.

А когда космической и оборонной промышленности потребовались специалисты, на экранах появились: «Иду на грозу», «Туманность Андромеды», «Мечте навстречу», «Гиперболоид инженера Гарина», «Девять дней одного года». Гимном советской молодежи стал фильм «Я шагаю по Москве» — Георгий Данелия ввел им новый жанр: «лирическая комедия».

А потом стало всех активно радовать комедийное кино: «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Три плюс два» (каждый из которых посмотрели более 70 миллионов человек).

Вышли в свет «Берегись автомобиля», «Гусарская баллада». «Девчата», «Полосатый рейс», а также – «Вертикаль» с Владимиром Высоцким и его песнями, «Иваново детство» А. Тарковского – лауреата Венецианского кинофестиваля и более двадцати других наград.

Семидесятые называли «золотым десятилетием советского кино». Ежегодно снималось до 130 фильмов. Взрослых зрителей радовали и озадачивали: «Большая перемена», «Мимино», «Осенний марафон», детей – «Приключения Электроника», «Москва – Кассиопея», истории про Красную Шапочку, Буратино, милые и добрые мультики. Но наряду с кинокомедиями снимались и активно смотрелись военные драмы: «А зори здесь тихие», «Они сражались за родину», «В бой идут одни старики».

 Конечно, весь рассказ ведущей встречи сопровождался множеством видео слайдов с отрывками из кинолент. И такими, например, интересными сведениями из жизни знаменитых актеров советского кино. Таких, как Татьяна Самойлова.

В фильме «Летят журавли» актриса снималась, будучи серьезно больной (туберкулез). Татьяна скрывала недуг, ей каждые 3 часа делали уколы, но она не отказывалась от роли Вероники и стремилась доиграть ее, во что бы то ни стало. Она вылечилась и создала за свою большую актерскую жизнь еще немало прекрасных ролей.

Ее усилия и верность съемочной группе не прошли даром. В 23 года она стала «достоянием России», как писали о ней зарубежные газеты. Она с триумфом отняла желанное «золото» фестиваля у итальянской красавицы Софи Лорен. Ею, талантливой советской актрисой и красивой женщиной, восторгались Пабло Пикассо и Жерар Филипп, а отпечаток ее руки до сих пор украшает вход во Дворец кинофестивалей в Каннах, на набережной Круазетт. Весомый знак глубочайшего признания высокого творчества советских кинематографистов.

Подобные встречи, как эти историко-литературные «Часы воспоминаний», организуемые в Бажовке, действительно всколыхнули в памяти многих незабываемые воспоминания юности. И таких встреч и общений проводится в библиотеке Бажова множество. Мы сообщаем обо всём в рекламе и ждем своих участников, слушателей и почитателей.

Наталья КОЛПАКОВА, пиар-отдел Бажовки.

Фото: Елены МИНИЧЕВОЙ.