2025 ГодНовости

Литературные юбиляры: «СЧАСТЬЕ ТРУДНЫХ ДОРОГ»

К 110-летию Людмилы Константиновны Татьяничевой, поэтессы, журналиста, общественного деятеля.

«Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал…». Или:  «Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена…». Или: «Я без Урала не могу. Урал всегда со мною…»

Эти строчки Людмилы Татьяничевой давно стали хрестоматийными. Челябинская поэтесса, как никто другой, прославила Урал своим творчеством. Ее знают не только в нашей стране. Поэзия  Татьяничевой и сегодня современна своей патриотичностью, лиризмом, душевной тонкостью и большим поэтическим мастерством.

 

«Я без Урала не могу.

Стоит перед глазами

Он то утесами в снегу,

То синими лесами.

То сталью,

Зреющей в печах,

Берущей жар у солнца.

То стройкой

в просверках,

В лучах

Мгновенно

обернется…

И память,

Вызвездив костры,

Положит светотени

На степь.

И на Магнит-горы

Гигантские ступени.

 

Стою на тающем снегу,

Охмелена весною.

Я без Урала не могу.

Урал всегда со мною».

 

«Среди имен любимых и родных
Храним мы рек прозрачные названья.
Мы помним шелест ковылей седых
И синих гор лепные очертанья.
А если на чужбине, среди сна,
Согреет нас дыханием сосна,
То, как рисунок на булатной стали,
Возникнет в сердце песня об Урале».

 

Людмила Константиновна хорошо известна взрослым читателям. Но она создала и немалую  детскую поэтическую библиотечку, в которой насчитывается 12 сборников. Ее стихотворения  настолько образные и ясные, что понятны  и близки как детям, так, кстати сказать, и взрослым.

Ее коллеги по перу считают, что «Детская сторона» ее поэзии родилась вместе с рождением ее сыновей и внуков.

 

«Два хороших сына у меня.
Две надежды,
Два живых огня.
Мчится время по великой трассе.
У меня —
Две юности в запасе.
Жизнь горит во мне, неугасима
У меня две вечности-
Два сына».

 

А, может быть, еще раньше, когда она школьницей встречалась с Павлом Петровичем Бажовым и показывала ему первые стихи? Не случайно она запомнила слова Павла Петровича: «…не расставайтесь с детством. Как можно дольше не расставайтесь, и мир никогда не потускнеет в Вашей душе, и душа не огрузнет».

«Маленький Антошенька,
Антон,
Свежесть яблока в этом
                имени.
В мир,
Открытый со всех сторон,
Смотрит он глазищами
                синими.
Отразилось в его зрачках
Солнце,
Свет и тепло дающее…
Держит в крепеньких
                кулачках
Мальчик Прошлое
И Грядущее».

Жизнь Людмилы Константиновны была куда сложнее и богаче, чем об этом пишут ее биографы. Когда-то она написала очерк «Коротко о себе». Так это «коротко» и переходит из книги в книгу, из статьи в статью. Мы многого еще не знаем о ее жизни, детстве.

Людмила Константиновна родилась 19 декабря 1915 года в маленьком русском городе Ардатове (бывшая Симбирская губерния, теперь Мордовия). О ее раннем детстве почти ничего не известно. Ей было всего три года, когда погиб ее отец. Вскоре тяжело заболела и умерла мама. В 10 лет Люда Татьяничева осталась круглой сиротой.

С маленьким фанерным чемоданчиком приехала она в Свердловск (Екатеринбург) к дальним своим родственникам — Кожевниковым, у которых не было своих детей, и они приняли ее, как родную дочку.

Ее отчим — учитель физики — был заядлым охотником и путешественником, брал Людмилу в плаванье по реке Чусовой, учил стрелять, ловить рыбу, понимать язык деревьев, птиц, звезд. Наверное, тогда она «заболела» Уралом и стала считать своей родиной Урал. Его жена — Мария Александровна была учительницей литературы. Она много сделала, чтобы помочь девочке полюбить поэзию, литературу.

В детстве Людмила много читала, пыталась писать стихи. В пятом классе она училась вместе с Алешей Бажовым и бывала у них в доме. Павел Петрович тогда еще не написал знаменитых уральских сказов, но все уже знали его как хорошего журналиста и писателя.

Однажды Люда Татьяничева решилась прочитать Павлу Петровичу свои стихи. Он улыбнулся и сказал: «Есть в тебе, Людочка,  живой огонёк, не гаси в себе первые искорки».

Писатель Сергей Баруздин написал: «В детскую поэзию Людмила Татьяничева принесла природу и рабочий дух Урала. То, что в прозе делал П.П.Бажов….».

    
«Я вглядываюсь в прошлое без грусти.
Оно мое.
И не мое уже.
…Живет девчонка в тихом захолустье,
Где все родное,
Все ей по душе.
Но май махнул ей веткою зеленой.
И вот среди разбуженных полей
Я вижу эту девочку влюбленной,
Доверчивой,
Веселой,
Окрыленной,
Ей невдомек, что я слежу за ней.
Ей невдомек,
Что будет в жизни густо
Сомнений.
И ошибок.
И утрат…
Кипят желанья.
Вызревают чувства.
Взрослеют мысли.
А года —
Летят!
Мелькают кадры вечной киноленты,
То красочны,
То стерты добела,
Сгорают чувства,
Но зато бессмертны
Ими порожденные дела».

Да, трудным и многообразным было счастье ее дорог. Позже, в воспоминаниях,  она так и напишет: «Счастье трудных дорог». Детство закалило ее характер, ей очень хотелось скорее стать самостоятельной. В 15 лет стала работать на вагоностроительном заводе токарем. Кроме слез от неудач были и успехи, и радость работы, и хорошие стихи.

Потом был рабфак, учеба в институте цветных металлов. Она могла бы стать хорошим инженером, но поэзия «перетянула». Ей захотелось делать большие, интересные дела и писать об этом. В это время строилась Магнитка – нет, не город, пока еще только завод. Людмила бросила институт и в 19 лет (в 1934 году) приехала на Магнитку.

Люди жили в тесных, холодных бараках. Трудности не пугали молодых строителей. Комсомол направил Людмилу на работу в газету «Магнитогорский рабочий». В городе буквально «кипела» литературная жизнь. Людмила стала членом литературной бригады «Буксир», познакомилась с поэтами и писателями

Пришла и любовь. Николай Смелянский — тоже работник газеты, литератор, стал ее мужем. Это была любовь на всю жизнь. У них родились два сына. Это не помешало Татьяничевой учиться заочно в Литературном институте имени Горького. Окончила институт Людмила Константиновна в первый год войны. Работала в газете. О коллегах писала:

«Там чуть не каждый мой сосед
Был журналист или поэт…
В рассветный час, в полночный час
В бараке том огонь не гас…»

Война. Многие мужчины ушли на фронт. Женщины сменили их у станков на заводах. Металлургический комбинат стал плавить сталь для танков, снарядов. Без этой стали, без труда магнитогорских да и всех уральских рабочих не было бы и Победы.
На долю поколения, к которому принадлежит Людмила Татьяничева, выпало немало испытаний. Опыт собственной судьбы поэтесса проверяет опытом жизни всей страны». Это придает ее стихам искренность и достоверность:

«Я рыла доты,
Строила заводы

И в зелень одевала пустыри.
С народом вместе прожитые годы
За мною встали,
Как богатыри».

Она пишет стихи о времени, о людях. В 1944 году выходит первый сборник стихотворений Людмилы Константиновны — «Верность». Стихи из этого сборника печатались во фронтовых газетах. Бойцы на фронте хранили вырезки с этими стихами вместе с дорогими для них письмами родных. Потом она не раз вернется к теме войны:

«Повержен враг, утихла канонада,

Горит над морем золотой рассвет, —

Героям битв, героям Танкограда

Народ советский передал привет.

Вовеки солнце правды не затмится,

В лучах победы Родине сиять,

И будут внуки дедами гордиться,

А если надо, повторять опять:

— Вперед, в атаку, кировские танки!

Не сдаст броня, не замолчит мотор!

Сомнем врага мы яростной атакой, —

Ведь сталь крепка, как сердце наших гор».

 

 «Пусть не в меня в прямом бою

Вонзался штык чужой огранки,

Прошли сквозь молодость мою

Года, тяжёлые, как танки.

О, трудный марш очередной

За хлебом,

Клеклым от бурьяна,

И над молчаньем площадей

Суровый голос Левитана…

А дети в ватничках худых,

А вдов опущенные плечи!

Нет горше будней фронтовых,

Но эти –

Вряд ли были легче…

Ты знаешь это.

Ты видал

Цеха бессонные, в которых

Из гнева плавился металл,

А слёзы

Превращались в порох».

 

В конце войны Татьяничева переехала в Челябинск. Но Магнитку никогда не забывала. Она сыграла особую роль в жизни и творчестве поэтессы: «Чем была для меня

Магнитка? Молодостью. Любовью. Песней. Романтикой. Школой мужества, трудолюбия и гражданственности» – говорила она.

В Челябинске Татьяничева много работала, возглавляла областное книжное издательство. В 1946 году, когда вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтесса за свой новый сборник стихов «Лирика», выдержала нападки критики. Ее обвиняли в «ахматовщине», «безыдейности», в том, что она в стихах уделяет слишком большое внимание личным чувствам и переживаниям. Эти нападки были очень опасными и для нее. и для семьи. Ей пришлось собственноручно уничтожить пять тысяч экземпляров своей книги (остался только один), много пережить, заставить себя писать по-другому, больше о родине, труде, героизме, меньше о личном. И только в последние свои годы она дала себе право писать о том, о чем ей хотелось.

 

«Когда ты вступаешь в спор –
Не жди для себя добра.
Любовь отгорит, как  костер,
Едва дотянув до утра.
Случается в жизни  беда…
Не сразу узнать нам дано,
Что сердце и разум
Сильны лишь тогда,
Когда они заодно».

«Гордым — легче.
Гордые не плачут.
Ни от ран,
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат.
О любви, как нищие, не молят.
Широко раскрылены их плечи,
Не гнетет их зависти короста…
Это правда —
Гордым в жизни легче,
Только гордым сделаться
Непросто».

 

«Мы с тобой, дорога, квиты!
Ты вела меня, вела
Через черные граниты,
Где и вьюга не мела.
Через луг осеребренный,
Через радугу-дугу.
Лишь у пропасти бездонной
Ты сказала:
— Не могу!
И тоскою человечьей
Душу мне ты потрясла.
Я взяла тебя за плечи
И над бездной пронесла».

«И на току,
И в чистом поле
В войну я слышала не раз:
— А ну-ка, бабы,
Спляшем, что ли!
И начинался сухопляс.
Без музыки.
Без вскриков звонких,
Сосредоточенны, строги,
Плясали бабы и девчонки,
По-вдовьи повязав платки.
Не павами по кругу плыли,
С ладами чуткими в ладу.
А будто дробно молотили
Цепями горе-лебеду.
Плясали, словно угрожая
Врагу:
— Хоть трижды нас убей,
Воскреснем мы и нарожаем
Отечеству богатырей!
Наперекор нелегкой доле,
Да так, чтобы слеза из глаз,
Плясали бабы в чистом поле
Суровый танец —
Сухопляс».

О ее сложной поэтической судьбе писал челябинский журналист Михаил Фонотов. Издательство «Русская книга» выпустило в 2002 году книгу дневников и писем Татьяничевой «Мне бы только успеть…». Эта книга многое открывает, какой была жизнь поэтессы, какой была она сама.

«Чем станет любовь твоя:
Песней,
Хлебом,
Кипящей сталью,
Соколом в поднебесье,
Морем за дальней далью?
Или, сорвавшись с выси,
Камнем в глубь сердца канет?
От нас от самих зависит,
Чем любовь наша станет».

 

С 1948 года 10 лет Татьяничева была ответственным секретарем Челябинской областной писательской организации. И только с 1959 года Людмила Константиновна стала считать себя профессиональным писателем. Она много писала об Урале, уральских мастерах и мастерстве «Прославлены умельцы-камнерезы», «Чеканщик», «Каслинское литье» — люди и профессии. Много и хорошо писала  о природе края. Можно было бы составить сборник ее стихотворений о деревьях, цветах, птицах Урала. Но, наверное, главное, о чем писала поэтесса, — доброта. Недаром один из лучших сборников ее стихотворений назван «Будьте добры», куда вошли ее лучшие стихотворения и воспоминания о ней современников. И стоит обратить внимание на слова писателя Михаила Алексеева о Татьяничевой: «Прекраснейший поэт, самобытнейший, неповторимый, как уральский самоцвет, Людмила Татьяничева распространяла вокруг себя некое сияние, в лучах которого и ты делаешься светлее и, главное, добрее. Доброта — это, может быть, самый великий дар Божий, который Людмила несла в душе своей…»

 

«Есть город безымянный на Урале.

Он на скале, где беркута гнездо.

К нему ползут по сдвоенной спирали

Тяжелые улиты поездов.

Подъем такой, что кажется отвесным,

Но машинист — хозяин здешних гор.

И вот пред нами в чистоте небесной

Уральский город крылья распростер.

Обозревая дальние высоты,

Он здесь стоит с неисчислимых лет.

Янтарным медом налитые соты,

Дома и ночью излучают свет.

Преданьями здесь улицы мощены,

Брусникой пахнет от сосновых стен.

…И день и ночь уходят эшелоны

От города с военной кличкой N.

Отсюда отправляются составы,

Они везут чугун, железо, месть.

И тот, кто бой для тишины оставит, —

Тот не найдет себе приюта здесь.

Не будет мира, тишины, покоя,

Пока войны не минет тяжкий срок.

Как грозный дзот, стоит на поле боя

Уральский безымянный городок».

 

В 1965 году Людмилу Константиновну пригласили работать секретарем правления Союза писателей РСФСР в столицу. В Москве она прожила и проработала до конца своих дней. Писательница была человеком очень деятельным, встречалась с людьми, многим помогала, особенно молодым авторам. Как говорили коллеги: «Многих поставила на крыло». Была членом редколлегии журналов «Урал», «Культура и жизнь», альманахов «Южный Урал», «День поэзии» и др. Она много ездила по стране и другим странам. Но не бросала писать стихов даже тогда, когда тяжело заболела. Ее внук — писатель Василий Юрьевич Смелянский писал, что «у нее каждая минута уходила на работу. Вся жизнь была расписана… Жизнь ее шла в бешеном графике, работоспособность была очень высокой. К сожалению, такое перенапряжение, видимо, и приблизило смертельную болезнь…»

Почти каждый год выходили ее книги. Издано 75 сборников ее стихов в Москве, Свердловске, Челябинске, за рубежом. Ряд композиторов написали музыку на ее стихи. За свой труд Людмила Константиновна была награждена орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. Была Лауреатом Государственной премии за книгу «Зорянка».

Как она выглядела, эта легендарная  женщина? Высокая, стройная, красивая. Если бы она была актрисой, то ей легко было бы играть цариц. Не случайно внук Татьяничевой назвал ее «царственной женщиной». А Бажову она, статная, черноволосая красавица, напоминала Хозяйку Медной горы, его «малахитницу», какой он ее видел в своем воображении. Сама же Людмила отзывалась о Бажове так: «Какой это чудный старик! У него, что ни слово, то находка, что ни мысль, то жемчужина».

Семейная жизнь у Людмилы Константиновны сложилась счастливо, выросли достойные сыновья, внуки.

Скончалась Татьяна Константиновна 8 апреля 1980 в Москве,  оставив потомкам  лирическое завещание, начинающееся словами:

 

«На Урал мое сердце летело.
Пусть Урал его сохранит…»

и завершающееся двустишием:

 

«На Урал мое сердце летело,
Пусть останется там навсегда».

Людмила Татьяничева встала в ряд лучших российских поэтесс, заняла достойное место в большой антологии поэзии ХХ века. Сборники стихов «Десять ступеней» (1980) и «Мне бы только успеть» (1981) увидели свет уже после смерти автора.

В 1980 году Челябинская студия ТВ выпустила фильм «Мне бы только успеть», посвящённый жизни и творчеству Людмилы Татьяничевой. В Челябинске и Магнитогорске есть улицы имени поэтессы. Челябинская библиотека № 26 и магнитогорская библиотека № 4 носят её имя. В Челябинске, Магнитогорске и Екатеринбурге на домах, где жила Татьяничева, установлены мемориальные доски. В честь поэтессы назвали малую планету № 3517, расположенную между Марсом и Юпитером. В декабре 2005 года, к 90-летию со дня рождения Людмилы Татьяничевой, была учреждена Всероссийская ежегодная литературная премия её имени.

 

Наталья КОЛПАКОВА, пиар-отдел библиотеки Бажова.

Использованы библиографические материалы сети интернет, воспоминаний современников о Л. К. Татьяничевой.