В июле этого года исполняется 190 лет со дня создания первого российского паровоза и 250 лет со дня рождения одного из его изобретателей Черепанова Ефима Алексеевича (1774—1842).
Старший Черепанов, Ефим Алексеевич, происходил из крепостных уральских заводчиков Демидовых. Талантливый самородок вольную получил лишь в 1833 г. К этому времени он одиннадцать лет проработал главным механиком Нижнетагильских заводов, учился в Европе, в 1821 г. был командирован в Англию для выяснения причин упадка сбыта демидовского железа за границей. Там изобретатель увидел рельсовую дорогу с паровой тягой. Собственный «сухопутный пароход» построил вместе с сыном Мироном в 1834 г. За их спиной опыт работы по сооружению плотин, мельниц, насосных установок, водоотливных машин для откачки воды из шахты. Их умные задумки заметно облегчали тяжелый заводской труд.
В Нижнем Тагиле открыт Дом-музей создателей первого русского паровоза отца и сына Ефима и Мирона Черепановых (2004). Сотрудники музея «Дом Черепановых» гордятся тем, что нижнетагильская железная дорога заработала на два года раньше Царскосельской.
В краеведческом отделе нашей библиотеки подготовлена книжная выставка «Наш паровоз вперёд летит!», посвящённая этой знаменательной дате. Мы познакомим вас с некоторыми книгами с выставки.
Виргинский, Виктор Семенович. Ефим Алексеевич Черепанов (1774-1842). Мирон Ефимович Черепанов (1803-1849) : сборник биографической информации / В. С. Виргинский ; ред. Н. К. Ламан. — Москва : Наука, 1986. — 241 с. : карты, рис., фото. — (Научно-биографическая серия)
Книга посвящена жизни и деятельности выдающихся русских механиков-самородков Ефима Алексеевича Черепанова и его сына, Мирона Ефимовича, — творцов первого отечественного паровоза. Автор рассказывает о всей многогранной деятельности этих поборников машинной техники — о постройке ими стационарных паровых машин различного назначения, металлообрабатывающих станков, усовершенствовании различных отраслей горно-металлургического производства и многих других сторонах их творчества. В основу книги положены архивные документы и предназначена она для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной техники.
Виргинский В. С. Черепановы / В. С. Виргинский. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1987. — 272 с. : фот. — (Серия «Наши земляки»)
Книга вышла в Средне-Уральском книжном издательстве в серии «Наши земляки» в 1987 г. В ней рассказывается о начале работы Черепановых на заводах, о том, как Ефим Черепанов начинает борьбу за введение новой техники и становится главным механиком Нижнетагильских заводов, как Черепановы строят паровые машины для Медного рудника.
Далее идёт речь о «сухопутных пароходах» Черепановых – так называли первые русские паровозы. А также о вопросе использования Черепановыми силы пара на водном транспорте и о том, как изобретатели продолжают совершенствовать заводское производство.
В конце книги приведены основные даты жизни и деятельности Черепановых, именной список и биографическая литература об уральских самородках.
Царенко А. П. Поезд отправляется в путь / А. П. Царенко. – Москва : Транспорт, 1987. – 254 с. : ил.
«Поезд отправляется в путь» — обзорная книга для детей о том, как устроена железная дорога и её инфраструктура. Издание знакомит читателя с железными дорогами с момента их появления до наших дней. В популярной форме рассказывается об организации движения поездов, о многочисленных устройствах железных дорог, об интересных и увлекательных железнодорожных профессиях. Книга рассчитана на учащихся средних школ, а также на всех, интересующихся работой железнодорожного транспорта.
Яровой, Юрий Евгеньевич. Тагильский металл / Ю. Е. Яровой. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1979. — 272 с. : ил. — Библиогр. в примеч.: 270 — 271
В книге «Тагильский металл» писатель Ю. Яровой, основываясь на большом научном и архивном материале, рассказывает о зарождении и развитии черной металлургии на Урале.
Но металл делают люди: рудознатцы, механики, инженеры, сталевары — безымянные и известные, все одинаково много сделавшие для славы уральской черной металлургии. Они оставили главный след в ее истории, им-то и посвящается эта книга. В ней есть информация и о Черепановых.
Приходите в краеведческий отдел библиотеки им. П.П. Бажова, чтобы узнать историю создания первого российского паровоза в Нижнем Тагиле. Знайте и любите свой край!
Материал подготовила Марина ЦЕПЕЛЕВА.
Оставить комментарий