ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ «НОЧЬ ИСКУССТВ»

Нынешняя «Ночь искусств» вылилась в «Бажовке» в ночь объединения всех искусств. И хоть прошла она под девизом: «Назад, в восьмидесятые!», это не было узкое знакомство лишь с тем легендарным десятилетием (с 1980 по 1989 годы). Это была встреча с целой эпохой большой страны под названием СССР.

Насыщенное, многолюдное и много сюрпризное мероприятие объединило и людей разных поколений, вкусов, запросов и воспоминаний. И сюрпризы преподнесли в этот раз не только работники библиотеки своим гостям. Процесс оказался обоюдным.

– О, так это концептуализм, – воскликнул молодой человек, войдя в зал медиатеки и увидев «Вернисаж из переломных восьмидесятых». – Ну-ка, о ком тут речь? И принялся расспрашивать о необычных художниках, их картинах, спорить, чем несказанно удивил организаторов инсталляции.

Надо признать, зона зала была нынче очень непростой, той самой, сюрпризной. Совершенно не понятные картины, требующие внутреннего, сложного взора, полемики,  малоизвестная, порой шокирующая информация о самих художниках-концептуалистах.  И, тем не менее, как говорит главный библиотекарь зала и автор идеи «необычного гаража восьмидесятых» Эльвира Ткаченко,  пришли и задержались в зале  подготовленные люди, компетентные, сразу узнавшие этот художественный стиль, размышляющие, спрашивающие (виват, Лесной!). Прозвучало много вопросов, и это было очень приятно.

Кстати сказать, все сотрудники «Бажовки» – каждый в своем зале, со своим проектом, которые, как яркие, многоголосые ручейки влились в одно русло под названием «Ночь искусств» – все испытали в этот вечер приятное чувство удовлетворения от осознания того, что библиотека по-прежнему  нужна людям, что сюда тянутся за знаниями, отдыхом, возможностью интеллектуально пообщаться. Итак, самый загадочный художественный стиль двадцатого века – концептуализм.  Вернисаж, кстати, подтвердил один из смыслов этого направления живописи: «ничего не понятно, потому что интерпретацию создает сам зритель» (в переводе с латыни «концептуализм» есть «мысль, понятие»). Вместо того, чтобы изготавливать приятные глазу картины или скульптуры, концептуалисты, не сдерживая тотальной иронии всему советскому, создавали новые смыслы, включали произведения в самые неожиданные контексты, по-новому интерпретировали значение готовых объектов, но чаще  предоставляли эту возможность другим.

   В отличие от западного, советский концептуализм был подпольным, неофициальным, андеграундным, выставочных площадей и прессы не имел, бытовал на квартирах и в гаражах, жил сам в себе. И только аукцион «Сотбис» (в 1988 году в Москве) изменил насмешливое и недоверчивое отношение земляков к творчеству концептуалистов: за миллионы долларов были куплены коллекционерами их необычные работы. Картина Ильи Кабакова «Жук» –  почти за шесть миллионов. Этот международный аукцион изменил ход истории советского современного искусства, показав, что в СССР существуют художники, не связанные с художественными институтами, далекие от официоза. Он был как рухнувшая стена, причем, раньше, чем Берлинская.

Трудно охватить эпоху целого десятилетия, не забыв ничего. Ведь это была другая жизнь, другое государство, другое время с другими запросами. И, вместе с тем, это было для очень многих присутствующих  в этот вечер в библиотеке родное, понятное и любимое время. Ведь речь шла об одном из интереснейших периодов жизни нашей страны, где меняющиеся исторические реалии были не просто фоном, а сутью политики, культуры, спорта, быта.

   Были в этом десятилетии и тяжелые периоды. Оно, например, ознаменовалось распадом социалистического лагеря с окончанием «холодной войны»,  войной в Афганистане, перестройкой в СССР, землетрясением в Спиттаке, Карабахскими событиями, самой страшной катастрофой века – взрывом  на Чернобыльской АЭС, «бархатными революциями» в странах Восточной Европы.

Зато культура в СССР, так тщательно контролируемая органами власти, становилась всё более массовой. После Московской Олимпиады в 1980 году зримо приоткрылся занавес, отделяющий СССР от Запада. Многие музыканты, художники, поэты распахнули крылья надежд, «запахло» второй «оттепелью». Главный читальный зал увлек Литературно-музыкальным квартирником. Его приготовил (совместно с сотрудниками зала) клуб любителей изящной словесности (ЛИС). Были приглашены дорогие гости –помощники в обширном сценарии: музыканты, актеры Народного музыкально-драматического театра, барды. Звучали стихи и песни, шутки,  музыкальные и литературные интермедии  восьмидесятых.

   Сергей Довлатов – ярчайший  представитель «возвращенной» литературы, пишущий легко, остроумно, лаконично, сказал однажды: «Мы с Гоголем обладаем равным правом: правом бессмертия или неудачи».

И все, о ком рассказано было в квартирнике «Бажовки», чьи стихи прозвучали – Вознесенский и Рождественский, Евтушенко и Асадов, Ахмадуллина и Дементьев…–   по праву обладали вот этим самым правом –  бессмертия. Организаторам было трудно не утонуть в огромном море талантливой поэзии и прозы восьмидесятых, но они с задачей справились. И это, несмотря на то, что в стихах и музыке, в тексте сценария и сценках нужно было отобразить целую эпоху перемен и героев, обыденных, но таких дорогих мелочей и главного настроя этого легендарного десятилетия. И была романтика времени, которую в таком же настрое передали организаторы интерактивной программы «Романтика СССР», проходящей в «Ночь искусств» в фойе, на первом этаже  библиотеки. Каждому ответившему на вопрос (музыкальный, киношный, бытовой) вручался бутафорский советский рубль, тот самый вестник эпохи.

  А в КУБе (напомним: Креатив, Успех, Библиотека) была организована развлекательная мульти площадка. Кто-то из детей узнал, как в те годы фотографировали, увидел фотоаппараты «Смена», «FED», узнал,  как печатали снимки, сопоставил с нынешним цифровым фотоаппаратом.  Кто-то посетил занимательный урок по кляксографии «Живая клякса». Кого-то привлек мастер-класс «Бумажная мода восьмидесятых» и рассказ о цикличности моды. А некоторые посмотрели диафильмы, разобравшись в принципе действия диапроекторов, узнавая историю  этого вида искусства. Как, впрочем, и знакомясь с необычными выставками «Мульти-КУБа».

Абонемент представил «Дворик моего детства» (с резиночками, скакалками, шахматами, шашками, мастер-классом «Выжигание по дереву»). Первый читальный провел торжественное открытие выставки работ художниц, преподавательниц Школы искусств Верхотурья. Предложил выставки: «Я рожден в Советском Союзе», «Я помню, как это было».

А участники квартирника долго еще не расходились, читали стихи на площадке «Открытый микрофон», пели, даже танцевали. И… вспоминали. Души растревожила музыка тех лет – и наша, и зарубежная эстрада, любимые стихи, любовно выставленные «стенки» с книгами, хрусталем и посудой – интерьер, знакомый до боли. Только и слышалось: « Ты помнишь?…» А кто-то из совсем уже молодых написал в Книге отзывов: «Спасибо, «Бажовка»! Всё у вас здорово! Мы встретились с детством и юностью наших родителей».

Наталья КОЛПАКОВА.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Авторизация

Новые поступления


Художественная литература

Медицинская литература

Отраслевая литература

Новинки медиатеки