Уважаемые читатели, в 2024 году отмечает свой юбилей журнал «Смена». Он был создан по инициативе Центрального комитета Российского Коммунистического Союза Молодёжи (ЦК РКСМ).
Первый номер журнала вышел 20 января 1924 года в московской интернациональной типографии «Мосполиграф» издательства ЦК РКСМ «Молодая гвардия». Первые номера печатались на газетной бумаге, иллюстрации и оформление осуществлял основоположник советского конструктивизма Александр Родченко. На страницах журнала, который издавался 2 раза в месяц, публиковались статьи по истории революционного движения в России и за границей; новости науки и техники; особое внимание на страницах «Смены» уделялось вопросам жизни рабочей молодёжи. Среди познавательных очерков можно отметить публикации по географическим открытиям (Зенкевич Л. «Великий Северный путь», 1924, № 1); по истории периодической печати (Погодин Н. «День в «Правде», 1927, № 9); о кукольном театре «Красноармейский Петрушка» («Мои встречи с Петрушкой», 1929, № 3). Именно в «Смене» появились первые зрелые рассказы Михаила Шолохова и Александра Грина, стихи Владимира Маяковского.
В 1930-х годах на страницах «Смены» опубликовали свои первые произведения Константин Паустовский, Лев Кассиль, Валентин Катаев. Были напечатаны отрывок из нового романа Алексея Толстого «Пётр I» и его сказка «Приключения Буратино», один из последних рассказов Николая Островского «Восстание», отрывки из романа Юрия Тынянова «Пушкин». Вниманию читателей предлагались очерки: о В. И. Ленине (Коршунов Ст. «Как работал Ильич», 1930, № 1); о перегибах в период коллективизации (Киселев И. О собаках, хулиганах и прочих, 1930, № 10); о спасении со льдины участников экспедиции Папанина на ледоколе «Мурман» (Финогенов А. «Во славу Родины», 1938, № 4).
В годы Финской войны (1939-1940) и Великой Отечественной (1941-1945) на страницах журнала печатались воспоминания участников военных событий и тружеников тыла. Прорыву «линии Маннергейма» был посвящён цикл статей «Высота 65,5» (1941, № 2); опасной работе военных сапёров – очерк «Охотники за минами» (1942, № 2); дневниковые записи военного корреспондента и поэта Евгения Долматовского «Из Берлинского дневника» (1945, № 9-10). Историческому прошлому и восстановлению Сталинграда посвящён отдельный выпуск журнала «Смена» (1943, № 7/ 8). На основе реальных исторических событий были созданы: рассказ военного лётчика, Героя Советского Союза Семёна Кузнецова «Пересадка в воздухе» (1945, № 5); рассказ балтийского моряка о банке Вудгрин в Балтийском море Леонида Соловьёва «Пропавший пост» (1945, № 6).
В 1950-1970-х годах журнал «Смена» не уступал таким изданиям, как «Огонёк», «Работница» и «Крестьянка», выпускался с цветными фотографиями, а главными героями публикаций были люди, в первую очередь – молодёжь. В послевоенные годы на страницах «Смены» публиковался роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева, а также рассказ ещё не известного в СССР Станислава Лема «Проверка лояльности». С началом так называемой «оттепели» дебютировали Юрий Бондарев, Владимир Солоухин, Юрий Нагибин, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. В 1959 году был опубликован первый роман братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Двое среди людей».
Ставка на «своё», «отечественное», сделанное в СССР – важнейшая часть советской экономической политики, и это касалось даже такой продукции, которая ещё несколько десятков лет назад по разным техническим и географическим причинам «нам и не снилась» и была только импортной. Например, в Грузии было решено с нуля создать на месте лесов и болот чайные плантации. Так на свет появился уникальный для своего времени продукт под названием «грузинский чай»; пусть он и ценился среди любителей душистого напитка ниже цейлонского, но ведь свой же, отечественный, не за валюту купленный. Обеспечение огромнейших плантаций чая рабочими руками в сезон сбора шло по уже отработанному сценарию: «Школьники, студенты, служащие – все едут на плантации спасать «зелёное золото» «История пачки чая» (1961, № 22).
В 1960-е годы, овеянные космической романтикой, на пике популярности был жанр научной фантастики. Героя фантастического романа Г. Мартынова «Встреча через века» умершего в 20 веке, воскресили 19 веков спустя. У инженера по образованию от технических чудес «прекрасного далёка» голова идёт кругом. Особенно его воображение поражают «магнитовидеофон», воспроизводящий изображение «удалённого» собеседника в пространстве и карманный радиотелефон с маленькими кнопочками. В 1965 году вышли роман Вадима Кожевникова «Щит и меч» и первый рассказ Кира Булычева. В 1966-1967 годах в «Смене» был опубликован роман Юлиана Семенова «Майор Вихрь», в котором впервые появляется фамилия Штирлиц.
В 1974 году на всю страну, как призыв к трудовой мобилизации молодёжи, прогремел «слоган» — БАМ! Очерк С. Смородкина «Таюрский десант» (1974, № 14) рассказывает о начальном периоде строительства Байкало-Амурской магистрали.
В середине 1980-х годов ХХ века главным редактором журнала стал Альберт Лиханов, на страницах журнала появились публикации на ранее запретные темы: рок-музыка, молодёжные субкультуры, борьба с бюрократией. «Смена» печатала статьи о русских художниках («Сибириада Василия Сурикова», 1984, № 1). Московскому музыкальному фестивалю посвящена статья Е. Фёдорова «Кто бы подумал» (1989, № 19). Среди литературных произведений стали популярными произведения Валентина Пикуля, братьев Стругацких; рассказы Виктора Астафьева и Юрия Нагибина, произведение Александра Меня «Сын человеческий». Популярность журнала оставалась по-прежнему высокой: две библиотеки и улица города Новый Уренгой в Сибири в 1983 году носили имя журнала «Смена».
В 1990-х годах на страницах журнала печатались статьи о новом экономическом положении в бывшем СССР (С. Баймухаметов «Переходный период», 1993, № 6), о проблемах развития одарённых детей (Н. Коноплёва «Блеск и нищета вундеркиндов», 1999, № 6). В новом тысячелетии, с 2000-х, «Смена» предоставляла свои страницы Светлане Алексиевич, Алексею Варламову, Юрию Дружникову, Андрею Дышеву, Михаилу Еськову, Анатолию Курчаткину, Анне и Сергею Литвиновым, Юрию Полякову, Татьяне Смертиной, Олегу Суворову, Виктории Токаревой, Владимиру Трапезникову, Николаю Черкашину и многим другим авторам. Журнал продолжает свою многолетнюю традицию – знакомить своих читателей с историей науки и техники. Деятельности изобретателя-самоучки Ивана Кулибина посвящена публикация «Главный механикус Отечества» (2005, № 11), об истории создания крупных спортивных сооружений к Олимпийским играм в Москве и в Сочи можно прочитать в статье «Москва – Сочи: 1980-1914» (2011, № 5). Современные деятели искусств рассказывают о своём творчестве на страницах журнала. Это актёры театра и кино Сергей Безруков («Я отдаю предпочтение нравственной чистоте», 2016, № 12), Алексей Новиков («Никогда не останавливайтесь на достигнутом!», 2019, № 12), Зинаида Кириенко («Любовь земная и неземная…», 2020, № 3).
В настоящее время журнал «Смена» выходит ежемесячно тиражом 9 тысяч экземпляров. Это самый большой тираж в эпоху интернета среди литературно-художественных журналов. В нём можно найти и увлекательные детективы, и остросюжетные рассказы и очерки, в том числе о людях, оставивших яркий след в отечественной истории – подвижниках и учёных, первооткрывателях и героях, деятелях культуры и искусства. «Смена» как всегда даёт свои страницы начинающим прозаикам, поэтам, художникам. Как говорит главный редактор журнала Михаил Кизилов: «основной принцип публикаций прост: «Чтобы время отражал, чтобы талантлив был».
В фонде Центральной городской библиотеки им. П. П. Бажова представлен в печатном виде журнал «Смена» с 2007 по 2011 годы. С электронными публикациями можно познакомиться здесь:
- Архив журнала «Смена» : [выпуски с 1924 по 2024 гг.] // Smena-online.ru [сайт]. – Москва, 1924-2012. – URL: https://smena-online.ru/archive (дата обращения: 25.01.2024).
Публикацию по материалам сайта журнала «Смена» подготовила М. А. Кисленко.
Фотографии находятся в свободном доступе в сети Интернет.
Оставить комментарий