2025 ГодНовости

Внимание! ТЕЛЕФОНОМОШЕННИЧЕСТВО!

Два дня коллектив библиотеки был в напряжении. Звонили и приходили бывшие сотрудники Бажовки, уволившиеся в разное время, и с возмущением говорили об одном и том же: поступил телефонный видео звонок. На экране – сотрудник городской администрации, известный в городе человек. Суть: вежливое обращение к владельцу телефона с просьбой сообщить личные данные всех сотрудников библиотеки.

Через день – следующий видео звонок всем. Теперь уже на экране лицо директора библиотеки, якобы обращающейся к владельцу телефона с просьбами и предложениями запрещенного характера.

 Директор заранее неоднократно предупреждала всех о подобных махинациях с ее видео изображением, выполненным с помощью искусственного интеллекта, так что попавшихся на «удочку» обмана не было. Да и, согласно Закону о персональных данных передача их третьим лицам без согласия работника не допускается.

Но вот лицо сотрудника городской администрации привело всех в замешательство. А странно: почему? Если подумать логически, не обладают ли работники администрации и без того определенными компетенциями, и нужны ли им действительно конфиденциальные сведения сотрудников городских муниципальных учреждений? Стало быть, за видео изображением этого человека стял кто-то другой? И данные людей нужны совсем в «другие руки». А использовали его лицо потому, что оно вызывает веру?

Телефонное мошенничество (или «vishing» вишинг с английского) – вид мошенничества, где злоумышленники используют телефон для обмана и получения денег или информации. На сегодняшний день самый распространенный в нашей стране.

Наиболее активное развитие вишинг получил в последние годы, и особенно «расцвел» с началом Специальной военной операции на Украине, на территории которой еще несколько лет назад на деньги запада созданы лаборатории, прекрасно оборудованные и укомплектованные специалистами. И вот уже несколько лет эти лаборатории выкачивают из россиян миллионы рублей, используя сотни воровских ухищрений. Особенно подвержены их влиянию пожилые люди и дети – самая доверчивая и самая незащищенная категория.

Что ж, поговорим об этом подробнее.

Мошенники могут представляться сотрудниками банков, операторами связи и даже силовых структур, чтобы направить жертву на совершение действий, которые в итоге приведут к краже денег или конфиденциальной информации (пароли, коды, подтверждения доступа к банковским счетам).

Мошенники могут звонить под видом сотрудников банка и просить перевести деньги для защиты на якобы «безопасный счет». Мошенники могут просить под видом операторов связи перерегистрацию SIM-карты или оплатить якобы задолженность, чтобы получить доступ к личным данным или финансам. Под видом сотрудников правоохранительных органов они могут угрожать задержанием или возбуждением уголовного дела, чтобы заставить жертву перевести деньги или выполнить другие действия. 

Напоминаем еще раз. Признаки мошенничества таковы: неожиданные звонки с незнакомых номеров; предложения о переводах денег на «безопасные счета»; предложения о якобы выгодных инвестициях; требования предоставить конфиденциальную информацию (пароли, коды); моральное давление и угрозы; предложения с использованием сложных или необычных терминов. 

Как же защищаться?

Ни в коем случае не отвечайте на звонки с незнакомых номеров!

Не сообщайте никакую информацию о себе, родственниках, коллегах по телефону.

Не переводите деньги по указанию незнакомцев. Возвратить деньги крайне сложно и не всегда возможно.

Проверяйте информацию через официальные источники.

Не доверяйте выгодным (на первый взгляд!) предложениям.

Если вы сомневаетесь в легитимности звонка, прекратите разговор и обратитесь в банк или к оператору связи.

При желании вы можете установить приложения для блокировки спам-звонков или использовать функции блокировки в настройках телефона.

Будьте бдительны! Это обеспечит безопасность вашу, вашей семьи и вашего кошелька.

 


Подготовила Наталья КОЛПАКОВА, пиар-отдел библиотеки Бажова.