Ежегодно 9 августа весь мир отмечает Международный день коренных народов мира. Идея праздника появилась в 1994 году, когда Генеральная Ассамблея ООН объявила 1993 год Международным годом коренных народов мира.
В мире насчитывается 476 миллионов представителей коренных народов, проживающих в 90 странах. Они составляют менее пяти процентов населения мира, но при этом среди них – 15 процентов беднейших слоев населения. Они говорят на подавляющем большинстве из примерно 7000 языков мира и представляют 5000 различных культур.
В России коренными малочисленными народами признаются этносы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Всего в Российской Федерации проживает 47 таких этносов, они компактно проживают более чем в 30 субъектах РФ, более 65% из них – в сельской местности. Такие народы живут в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Они и по сей день сохранили свой традиционный уклад и обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
В нашей стране до сих пор живут коренные народы, о которых широкой публике известно немного. И хотя официально их давно обратили в христианство, многие из этих людей до сих пор верят в своих древних божеств и даже совершают странные (как может показаться) обряды. Нам это может показаться странным и даже смешным, но хранители древних традиций считают свои верования частью этнической культуры, которую не так-то просто забыть – даже с приходом цивилизации.
Мы расскажем о самых удивительных из них.
Лопари (саамы)
Саамы — удивительный коренной народ северных земель, племена Лапландии, о которых знали ещё античные историки. Этот народ населял Европу еще в первобытные времена, до прихода кельтов. В нашей стране лопарей, как и сто лет назад, насчитывается около 2 тысяч, и почти все живут в Мурманской области. Многие занимаются оленеводством, охотой и ловят рыбу.
Столетиями они приспосабливались к суровому климату, обживали скалистую землю, создавали свои орудия труда, совершенствовали язык и культуру. После глобального похолодания многие обитатели Крайнего Севера мигрировали в земли с более приемлемым климатом. А саамы остались — и сегодня это один из самых загадочных народов уральской расы.
Согласно древним верованиям саамов, у каждого их промысла есть дух-хозяин. Например, Оленья Хозяйка, которая живет в тундре и имеет внешность человека, покрытого оленьей шерстью, охраняет стада. С давних пор в жертву ей приносили кости оленя. Также кольские саамы верят, что в жизни им помогают умершие предки – например, управляют погодой и влияют на исход охоты.
А еще этот народ с древних времен покланялся камням. Огромные валуны, называемые сейдами, саамы ставили на маленькие камешки, как на ножки, и даже устанавливали правила, согласно которым подходить к культовым камням можно было в определенное время и определенным людям (например, только мужчинам). И хотя сейчас все больше саамов стали переходить в православие, к валунам до сих пор приносят жертвы в виде костей животных. Считается, что рыбак, уходя в море, может оставить в таком сейде душу, чтобы в случае его гибели ее не сожрало чудовище.
Кумандинцы
Глубоко в Алтайском крае России живет группа людей, известная как кумандинцы. Это редкий и загадочный народ, численность которого составляет всего 1400 человек в регионе и еще 270 человек в Красногорском районе.
Кумандинцы имеют долгую и богатую историю, которая уходит корнями в незапамятные времена. Согласно легендам и песням, передаваемым из поколения в поколение, кумандинцы верят, что они являются потомками лебедя, своего предка. Эти истории сохранились в их устных традициях и играют важную роль в их культуре.
Одним из наиболее интересных аспектов кумандинской культуры является их необычайное долголетие. Есть истории о кумандинцах, которые прожили до 120 лет! По словам кумандинцев, секрет их долгой жизни кроется в их рационе. Летом они едят только баранину, благодаря чему мясо расщепляется вместе с жиром, обеспечивая их необходимыми питательными веществами. Зимой они употребляют конину, которая не застывает на зубах и легко переваривается, очищая кишечник и придавая сил.
Кумандинцы всегда считались лучшими охотниками на медведей. Причем, косолапого они буквально обожествляли. Его нельзя обижать. Убивали медведя только в самых редких случаях, например, когда он представлял для деревни опасность. Потом глаза животного съедал охотник, чтобы его взгляд отпугивал других медведей. И в тоже время, чтобы задобрить «хозяина тайги», охотники совершали в лесу обряд кропления… ячменной кашей. Произносить слово «медведь» вслух охотники боялись и вместо него говорили «дедушка». Согласно древней религии кумандинцев, всеми процессами на Земле управляют духи – невидимые повелители воды, огня, тайги, гор и так далее. Несмотря на то, что часть кумандинцев в свое время обратили в православие, до сих пор остались те, кто придерживается бурханизма – странной религии с элементами мифов, основанной на вере в духов и в пришествие мессии. Их религию также называют алтайским вариантом буддизма.
По легенде, кумандинцы произошли от лебедей. Давным-давно три птицы спустились на землю с небес, чтобы искупаться в реке. Сбросив крылья, они превратились в прекрасных девушек. Это случайно увидел охотник. С первого взгляда он полюбил одну из красавиц — и спрятал ее крылья. Девушка-лебедь не смогла улететь вместе с другими птицами, поэтому осталась среди людей, с охотником. От этой пары и произошел наш народ. «Куманды» — его название — можно перевести как «я — лебедь» (ку — «лебедь», ман — «я»).
Сету (Сето)
Древний и малочисленный народ сету проживает вдоль границ России и Эстонии. Народ сохранил свои обычаи и традиции, свой язык, но у этого народа нет письменности.
Эти люди исповедают православие и бережно передают из поколения в поколение легенду о своем главном боге – Пеко — боге плодородия. По легенде, когда-то существовал бог плодородия — Пеко. Мать Пеко призвала на помощь Богородицу, чтобы та дала новорожденному силу медведя, стойкость оленя и высокий рост. Считается, что именно Пеко предсказал появление Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в XV веке. Когда он шел умирать в пещеру, то на священной горе воткнул свой посох со словами: «Если из этого посоха вырастет дуб, значит, народ сето сохранится». Народ живет и сегодня, а в монастыре растет дуб, которому больше 600 лет.
Первое историческое упоминание о сету зафиксировано в псковских летописях 12 века. Этот народ, селившийся в Печорском районе Псковской области и прилегающих местах, называли еще «псковская чудь», «полуверцы». В наши дни большая часть народа сето проживает в Эстонии (ок. 10 тысяч человек). В России их осталось приблизительно 400.
Письменности у сету никогда не было, а язык передавали из поколения в поколение. Сохранению языка способствовал песенный фольклор. У женщин сету на каждый случай жизни предусмотрена своя песня. Например, с песнопениями они кормят скот, готовят обед, ходят за водой и работают в поле. Девушка должна была знать не менее ста песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой.
Основное занятие народа сето — земледелие и скотоводство. Они выращивали зерновые культуры и лен. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу.
Единственное занятие, которого народы сето старались избегать, было рыболовство. На воде — так говорится в их песнях — не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Когда рыбак отправлялся на промысел, он всегда должен был брать с собой погребальное одеяние, а дома оставлял плачущих. Когда же хлебопашец уходил в поле, в горнице царила радость.
Арчинцы
Среди народов, относящихся к лезгинской группе, самыми таинственными являются арчинцы. Долгое время ученые не могли определить степень их родства с другими дагестанскими народами.
Территория проживания арчинцев расположена в южной части Чародинского района, в котором помимо них живут численно преобладающие аварцы, а также находится одно лакское село – Шалиб. Основное село арчинцев – Арчиб, сами арчинцы называют его – Хитаб.
Численность арчинцев составляет, по оценкам экспертов, 1200-1300 человек. Но с учетом того, что более 80 лет назад во время переписи 1926 года их зафиксировали в количестве 863 человек и они весь этот период времени жили достаточно изолированно и почти не вступали в смешанные браки, их численность, скорее всего, варьирует в пределах 1500-2000 человек. И даже может несколько превышать эти цифры.
Впервые арчинцы упоминаются в исторической хронике Мухаммеда Рафи из Ширвана, относящейся к периоду не ранее конца XIII — не позднее XVI веков. Самоназвание народа «аршишттиб», «арша», что переводится как «выходцы из равнины». Очень гостеприимны, свадьбы у них проводят пышно и весело. Подарки молодоженам дарят только женщины, мужчины же должны принести на пиршество тушу барана или внушительную сумму денег.
У арчинцев имеется следующая легенда касательно происхождения их языка. Бог создал народы и языки. Языков было гораздо меньше, чем народов. Бог на несколько народов выдавал по одному языку, но все народы отказывались от самого трудного на свете языка, который и достался самому небольшому народу: язык арчинский и народ арчинский.
Основными занятиями являлось скотоводство и земледелие. Кроме этого, арчинцы — одни из самых искусных резчиков по дереву на Северном Кавказе.
Несмотря на то, что арчинцы исповедуют ислам приблизительно с 10-го века, в народе сохранились и даже дошли до наших дней очень интересные доисламские обряды. Например, в случае длительной засухи совершается обряд под названием «Дождевой осел» (Ххэьлмин доги).
Мужчину обряжали с ног до головы в траву и вели по селу в сопровождении всех жителей. Оставшиеся обливали из домов проходящего водой и угощали праздничными кушаньями. Затем процессия направлялась к реке, в водах которой ряженого купали. На камне тем временем писали слова специальной молитвы и бросали камень в воду. В завершении обряда обязательно приносили в жертву молодого ягненка — кровь пускали по реке, а мясо раздавали нуждающимся.
Малые коренные народы живут на разных территориях России. И мало кто знает, насколько интересна их культура и традиции. Узнать о них больше помогут книги.
Хроника человечества / Сост.Б.Харенберг. — Москва : Слово, 2000. — 1223 с. : ил.
Научное издательство обращается к читателям: «Хроника человечества – это рассказ о прошлом и настоящем всех стран и народов. Хронологические рамки книги – от появления первых человеческих обществ на Земле до 1 января 1996 года. Вы найдете в Хронике человечества сведения о политической истории и культуре, о войнах и революциях, о катастрофах и стихийных бедствиях, о спортивных соревнованиях, нравах и обычаях народов».
Издание имеет альбомный формат. В энциклопедии более пяти тысяч информативных статей, свыше 3500 иллюстраций. В книге 1200 страниц, её вес – почти 5 кг.
Народы мира : энциклопедия. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 640 с. : цв. ил.
В издании дано краткое этнографическое описание около 600 народов мира. В каждой статье приведены данные о расовой принадлежности народа, численности, местах проживания, языке общения, верованиях. Описываются традиционные жилища, одежда, пища, а также общественное устройство, обычаи, а в ряде случаев происхождение и краткая история народа. В приложения вошли статьи о классификации рас, этносе, генеалогической и морфологической классификации языков человечества, религиях мира. В книге представлено около 1500 иллюстраций, среди которых как современные и старинные фотографии, так и зарисовки ученых-этнографов.
А. А. Клёсов. Народы России. ДНК-генеалогия. Детальное исследование 190 народов
Каждый народ имеет право знать свою историю – не по лекалам, порой навязанным политически ангажированными учеными, а по объективным данным. Такими являются результаты исследования автора книги – президента Академии ДНК-генеалогии, профессора Гарвардского и Московского государственного университетов и профессора АН СССР Анатолия Клёсова.
Каждый народ рассматривается в этой книге как сплав родов, которые образовали историческое единство, и представлен в порядке своей численности в составе Российской Федерации. Автор исследует, как складывался во времени родовой состав, когда жили общие предки каждого рода в составе современного народа, откуда и когда они пришли на данную территорию, по возможности – какие археологические культуры были созданы предками этого народа.
Подготовила Елена АЛИСОВА
Оставить комментарий