2024 годНовости

К 75-летию культуры Лесного: НОКТЮРН ЕЁ СЕРДЦА

Мне часто приходилось бывать на выставках работ местных художников. Но художница Александра ГРИШУК экспонировала свои картины впервые. И, надо сказать, приятно удивила тем, как можно глубинным, искренне любящим взглядом увидеть наш город, а потом, трепетной рукой, передать на бумаге схваченное сердцем. Ее работы буквально дышали. Будучи человеком не профессиональным в области искусства, я жадно рассматривала ...

Мне часто приходилось бывать на выставках работ местных художников. Но художница Александра ГРИШУК экспонировала свои картины впервые. И, надо сказать, приятно удивила тем, как можно глубинным, искренне любящим взглядом увидеть наш город, а потом, трепетной рукой, передать на бумаге схваченное сердцем. Ее работы буквально дышали.

Будучи человеком не профессиональным в области искусства, я жадно рассматривала работы Саши и думала: если «масло» своей монументальной значительностью занимает отцовское место в изобразительном художественном искусстве, гуашь – материнское – своим традиционным классицизмом, современный акрил с безумным неоном ярчайшей цветовой фантасмагории – место сына новой эпохи творчества, то акварель – это принцесса-дочь.

И отметила: изящной походкой принцессы пройден и весомый этап творческого пути Саши. Пути, который она, наконец, решилась показать.

Самостояние штриха

Первая составляющая французского слова «акварель» – aqua (вода). Акварель в переводе – водянистая техника изображения и разновидность изобразительного искусства.

Прозрачная взвесь красок, ее невесомого пигмента, создает эффект легкости, воздушности и тонких цветовых переходов, вне зависимости от того, что в картинах Александры совмещаются и живопись, и графика (кстати, графики больше), используется работа с белилами, гуашью, дорисовка пастелью. При этом, автор всегда помнит об автономности изобразительного пространства, всегда выделяет самостояние каждой зарисовки, каждого штриха.

Жизненная стойкость акварели потрясает. С древнейших времен известны цветные рисунки на древнегреческих папирусах, исполненные акварелью. Ею рисовали этруски и римляне. Считается, что стены римских катакомб тоже расписаны в начале нашей эры красками на водной основе. Вообще же, акварельная техника стала появляться в мире после изобретения бумаги в Китае, во втором веке нашей эры. Спустя десять веков, она получила распространение в Италии, Испании и далее – в Европе.

И вот осела далеко на Урале, создаваемая и добавляемая человеком, у которого хобби и профессия так удачно сплелись в одно целое, закрепленные огромной любовью к городу, который, можно сказать, увековечивается.

Городские сюжеты «эпохи Сун»

Да, ее городским сюжетам, как и рисункам этрусков, тоже уготована длительная история, ведь они о жизни сегодня, ее предметах, деталях и красках, ее дыхании. Они уже уместили информацию двадцатого, двадцать первого веков, впереди – года и года у города, его окрестностей и неброской красоты.

Ее сюжеты – это дома и переулки, лестницы, улицы, переходы, зеленые закоулки, площадки и площади, зажженные окна многоэтажек, фантастически отразившиеся в пространстве черного бархата ночи, уютные беседки любимого Лесного. Преподаны они с такой же любовью и тщательностью, как и древнейшие китайские – пейзажные, архитектурные, портретные – выполненные черной тушью, сюжеты художников-графиков эпохи Сун. И от них так же трудно оторвать взгляд.

И очень много природы. Нашей, неброской, уральской, с бледно-голубым небом, тревожными, преддождевыми птичьими стаями и – вот милые фишки края – сочной зеленью летом, всеобъемлющей белой снежностью зимой, едва проснувшимися ручейками и перелесками весной, а также осенью, запахнувшей на себе красно-золотой султанский халат.

Дюрер на своих городских немецких зарисовках изобрел пейзаж. Антонис ван Дейк положил начало акварельному пленэру. А Саша придумала свою, сложносоставную технику-графику с частичной доработкой акварельными карандашами, восковыми мелками, гелевыми чернилами ослабленных контуров рисунка, выполненного штрихами с последующей растушевкой. И она так мила, непосредственна и незабываема.

«Чтоб бабочки в душе затрепетали…»

Получается же у нее нечто осязаемое. Зима вовсе не мрачная и холодная – белоснежный, густой куржак на кустах у маленького домика пронизывает розовый луч рассвета, словно вырвавшегося из лета; совершенно не кажутся одинокими два стройных деревца в снегу, тоже подсвеченные каким-то особым, летним теплом; рыжая кошка на завалинке, которую так и тянет погладить, сейчас мяукнет, приветствуя; осенний дождь, серый, полосатый, сквозь него даже не видны облака, но не холодно; «говорящий» весенний ручей; прирученные кусочки тайги из окна; нотные хвостики воробьев на проводах… Ее сюжеты – ноктюрн ее сердца.

Почему хочется пристальнее рассмотреть ее работы? Наверное, потому, что простота сюжета обещает и простоту исполнения? И кажется, что надо просто взять в руки лист бумаги, краски, сесть, оглянуться, присмотреться к избранному объекту или клинышку сада и попробовать сделать то же самое?

Не получится, господа! Вот этот угол дома с уютной скамейкой, этот клинышек сада, это небо и этот воздух, накатывающий на тебя мягкими, живыми волнами – надо почувствовать, как чувствует она. А это значит: так, «Чтоб бабочки в душе затрепетали…». Впрочем, попробовать не возбраняется. Дерзайте.

Талант, исследователь

При встрече я спросила у Саши: а как же портреты? Ты совсем их не пишешь?

– Нет, – ответила. – Я еще не поделилась всеми своими чувствами к любимому городу. Еще не влюбила в него других.

Александра – человек сложный и тем интересна. Директор краеведческого музея Юлия Стригова сказала:

«Саша – талант и исследователь. Она активна, продуктивна и неожиданна во всем, за что берется. Последовательна, ответственна и креативна. Является заведующей научно-исследовательским отделом краеведческого музея, вот уже двадцать лет её высокий художественный вкус позволяет ей оформлять великолепные выставки на самые различные темы, а ее проекты всегда получают продолжение, приобретают новые формы (Виртуальный музей, Виртуальная карта города, Преображенные автобусные остановки города). Проводит незабываемые экскурсии по музею, ведь историю города знает, как никто, она краевед, искатель, перелопативший массу литературы о Лесном, об Урале, систематизировавший ее, архивариус, у которого смело можно уточнить любую дату, любое событие из истории строительства города и комбината «Электрохимприбор». У нее масса слайд-программ об истории наших мест. И не только. Создала документальный фильм об архитектуре закрытых городов. Она очень ценный «винтик» в большом механизме под названием «городская культура».

А я заметила: Саша – человек скромный, но коммуникабельный, очень доброжелательный, приятный в общении и красивый. Она постоянно учится! Сначала – художественная школа, потом худграф Нижнетагильского пединститута, затем (во время декрета) – ювелирные курсы Исовского геологоразведочного техникума, самостоятельно освоила технику работы с полимерной глиной и изготавливает из нее великолепные вещи. Много работая в музее с текстами, находит время для корреспондентской работы в газете «Вестник»: «Историю города – не только в рисунках, но и в текстах!» (улыбается).

Ее стремительный, активный характер буквально принизывает целеустремленное творчество. И это так органично сочетается с изяществом ее натуры. А главное: она боится не успеть больше и больше показать город – пока он не утратил духа времени, в котором она живет. В котором живем и мы.

Наталья КОЛПАКОВА.

Фото из личного архива А.Гришук.

#выставки #новости

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.