2024 годНовости

К 300-летию РАН: ГЕНЕРАЛ ЖЕЛЕЗНЫХ РУДНИКОВ, АКАДЕМИК СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА

Маленький город Железногорск, начинавшийся с рабочего поселка посреди глухой тайги, большую часть своей истории жил под завесой секретности, как и его города-собратья – закрытые атомные города страны, с градообразующим предприятием по наработке оружейного плутония. Однако к его рождению и становлению были причастны люди самых высоких званий и рангов, чьи имена гремели на весь Советский Союз. ...

Маленький город Железногорск, начинавшийся с рабочего поселка посреди глухой тайги, большую часть своей истории жил под завесой секретности, как и его города-собратья – закрытые атомные города страны, с градообразующим предприятием по наработке оружейного плутония. Однако к его рождению и становлению были причастны люди самых высоких званий и рангов, чьи имена гремели на весь Советский Союз. Это были большие люди атомных строек, такие, как Михаил Михайлович ЦАРЕВСКИЙ – генерал-майор инженерно-технической службы, Герой Социалистического Труда, выдающийся организатор промышленного строительства и советского атомного проекта.

Биография Михаила Царевского не перестает удивлять даже после многократного ее прочтения. Он родился 19 марта 1898-го – в один год с таким же легендарным Ефимом Славским. Рано познал тяжесть крестьянского труда, в 1912-1915 годах учился в трехгодичной военно-фельдшерской школе в Москве. В годы Первой мировой войны служил военным фельдшером во 2-м лейб-гусарском Павлоградском полку Западного фронта.

После Октябрьской революции перешел на сторону большевиков. В Гражданскую работал в Тамбовской ЧК. В составе кавалерийского отряда выезжал на Восточный фронт, занимал должности командира взвода и эскадрона, был ранен.

В 1919-1920 годах служил в войсках ВЧК на Южном фронте, под Царицыном, где сопровождал члена Реввоенсовета молодой Советской республики Иосифа Сталина в поездках по линии фронта, а одно время был даже его личным шофером.

Знакомство со всесильным руководителем Страны Советов, вероятнее всего, было для Царевского и охранной грамотой в самые сложные времена довоенных и послевоенных репрессий, и одним из условий карьерных достижений. Одним, но не главным, потому что во всем остальном Михаил Царевский сделал себя сам.

Талант строителя и организатора расцвел в нем после перехода из армии на административно-хозяйственную работу. Крупнейшие стройки страны – гиганты отечественной промышленности – стали строчками его биографии. Балахнинский бумажный комбинат, Горьковский автозавод, Нижне-Тагильский металлургический комбинат, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), комбинат «Североникель» в Мончегорске, Беломоро-Балтийский канал и канал «Волга-Москва».

Человек неиссякаемой энергии, большого организаторского таланта, требовательный к себе и другим, волевой, не боящийся взять на себя ответственность за принимаемые решения, авторитетный, Царевский всегда подхватывал и внедрял все новое, что появлялось в строительстве. Нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе уважительно именовал его «академиком строительного дела».

В июне 1941 года Михаила Михайловича назначают начальником Управления по строительству оборонительных сооружений на Северном фронте, с 15 ноября 1941 года он командует 2-ой саперной армией Ленинградского фронта. В 1942-м Царевский руководит строительством Актюбинского металлургического комбината, в 1943-м становится начальником Тагиллага – Тагильского управления ИТЛ и строительства.

С 1946 года трудовая деятельность генерал-майора инженерно-технической службы связана с атомным проектом. Сначала — комбинат №7 НКВД в Эстонской ССР – рудник, поселок в Силламяэ и завод в Усть-Нарве, в 1947-м – Управление строительства № 817 (будущий комбинат «Маяк» в Челябинске-40).

29 августа 1949 года в СССР на Семипалатинском полигоне, в казахстанской степи был осуществлен взрыв первой советской плутониевой бомбы «РДС-1». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» Царевскому Михаилу Михайловичу, как и другим специалистам, воплотившим первую часть атомного проекта, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В феврале 1950 года Михаил Царевский был назначен начальником строительства комбината № 815 – подземного комплекса по производству оружейного плутония в районе среднего течения Енисея. Создание объекта такой сложности и в таких условиях было настоящим вызовом даже для него.

Из краевого центра до деревни имени Первого Мая, которая вскоре станет форпостом первостроителей, генеральский ГАЗ по бездорожью добирался двое суток. На месте будущего промобъекта и поселка не было ровным счетом ничего – только тайга да болота с полчищами гнуса. Деревня Первомайская от запроектированного Соцгорода находилась в двенадцати километрах, деревня Додоново – в восьми. Не говоря уже о том, что сам промобъект надлежало построить в скальной толще глубоко под землей.

Но Царевский не был бы собой, если бы не принял этот вызов. В короткие сроки под его руководством от Красноярска до стройплощадки была проложена железнодорожная ветка и построена автодорога. Стройка получила надежные источники электроэнергии – от Красноярской РайТЭЦ до «девятки» прошла ЛЭП-110 кВ. Была сформирована база строительных материалов: Зыковский кирпичный завод, Терентьевский песчано-гравийный карьер, Красноярский завод шлакоблоков и целый ряд производств внутри охраняемого периметра стройплощадки – деревообрабатывающий комбинат, заводы по выпуску товарных бетонов, сборного железобетона, асфальтобетонный завод и целый ряд подсобных цехов. То, что еще вчера считалось невозможным, под руководством начальника Управления строительства железных рудников становилось явью прямо на глазах.

Главный инженер второго стройрайона п/я 9 Валентин Машер, работавший с Царевским еще в Челябинске-40, главным качеством своего руководителя считал его личную заинтересованность во всем, к чему генерал имел отношение, не выносивший кабинетной работы, сам то и дело объезжал стройку, вникая во все мелочи и, не чинясь, разговаривая с людьми. Его университетами была сама стройка.

В 1952 генерал приехал на Терентьевский карьер. Кругом бело, снег, мороз трескучий под минус сорок, а начальник стройки в яловых сапогах, в короткой куртке и папахе, шагает по транспортерным галереям, по железнодорожным путям между складами инертных материалов. Все внимательно осматривает, крутит головой, что-то прикидывает… Так до обеда он мог обойти почти весь карьер. На следующий день – по новому маршруту. Свежую техническую литературу генерал штудировал порой даже сидя в машине, в свободную минутку.

Валентин Машер особо отмечал человеческие качества всесильного начальника стройки. Властный и требовательный генерал никогда не позволял себе переходить грань, выкрикивая подчиненным в духе многих «больших начальников» своего времени: «Не сделаешь – я тебя посажу!» или «Из инженеров пойдешь в прорабы!» Царевский умел слушать людей и мог изменить собственное решение, когда в разговоре проскальзывала новая идея или дельная мысль. За это его не просто уважали, а искренне любили.

Порядок распространялся на всех, с кем Царевский имел дело – в том числе и на заключенных. Генерал не раз повторял, что в отношении к заключенным нужно быть принципиальным, в каждом уважать человека, не демонстрировать пренебрежение, подчеркивая его бесправие, держать свое слово и не обманывать при закрытии нарядов. Тогда и совесть будет чиста, и общее дело не пострадает.

Нина Матвеевна Веприцкая, прораб Управления строительства п/я 9, рассказывала, как зимой 1951 года на Прижиме под лед на Енисее провалился бульдозер. Царевский вышел к заключенным и сказал: «Кто зацепит машину тросом под водой, тому досрочное освобождение!» Все знали, что слово начальника стройки – закон. Один смельчак спустился под лед и закрепил трос. Шофер генерала налил ему стакан медицинского спирта, а через два месяца этот заключенный вышел на волю. Но какого труда это стоило Царевскому – никто не знал.

Руководитель стройки не раз лично разруливал взрывоопасные ситуации в ИТЛ. За это Царевского за глаза называли «красным партизаном», которому все удавалось.

По воспоминаниям дочери, Нэлли Михайловны, отец переезжал со стройки на стройку, возглавляя самые ведущие и важные объекты строительства страны. Тагильский металлургический комбинат, Жуковский : ЦАГИ, Мончегорск, комбинат «Североникель», получение первого кобальта. Он и эвакуировал этот комбинат. В 42-ом его отозвали с фронта и направили в Актюбинск, на комбинат фосфоритов. Через два года – вновь Нижний Тагил, строил домну и танкодром, затем Нарва, Красноярс-26, откуда его перевели на строительство в Томск-7. В 1959 году – Дубна. Через год он назначен одновременно начальником строительства ускорителя в Протвино, а потом окончательно туда переведен. Эта стройка оказалась для него, к сожалению, последней.

Как говорили коллеги, Царевский обладал всеми качествами настоящего руководителя: видный, мощный и красивый русский богатырь, с громким голосом, четкой речью, чувствующий и уважающий людей, наделенный даром широкого мышления и прекрасной технической интуиции, энергичный, умеющий зажечь своим личным трудовым порывом, довести дело до конца, строгий, но очень чуткий к людским проблемам и к дельным мыслям, всегда готовый вступиться за слабого, прийти на помощь работающему.

Бытовала на северах такая история: «Сосна Царевского». Эту историю знают все, кто знал и работал с этим человеком. И не только красноярцы.

Для производства горно-проходческих работ на горе были оборудованы шахтные стволы и бетонные заводы. Для проходки горных выработок требовались взрывчатка, крепежные материалы, строительные детали, оборудование, для заводов – цемент, песок, щебенка — все эти грузы завозились через Прижим — маршрут №5 — и далее по дороге, проложенной по левому берегу реки Шумихи. Также доставлялись на работу инженерно-технические работники, военные строители и заключенные, проживавшие в подразделениях, расположенных на горе, вывозился лес на ДСК. Путь длинный и очень неудобный.

Царевский решил проложить дорогу через гору и в ее строительстве принимал самое деятельное участие, начав прокладывать трассу с топографами.

И вот строители сталкиваются с тем, что по середине трассы (по ее оси) растет огромная сосна-красавица, с раскидистой кроной. Царевский дает указание не трогать ее, а дорогу вынести в объезд, с двух сторон. Строители сразу окрестили ее «сосной Цвревского». Так и появился маршрут №7. В летнее время, по воскресеньям потоки машин устремлялись по ней в тайгу. Люди ехали отдохнуть, собрать грибы и ягоды. «Сосна Царевского» долго служила ярким и запоминающимся ориентиром.

Как, впрочем, и он сам, оставшийся для многих жизненным ориентиром.

Подготовила Наталья КОЛПАКОВА.
Пиар-отдел Бажовки.

#300летРАН

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.