Здравствуйте, уважаемые читатели!
Тема обзора сегодня немного необычная. Вчера, 12 июня, исполнилось 105 лет со дня официального открытия Панамского канала.

Давайте посмотрим?
В конце 2024 года, вскоре после президентских выборов в США, вновь избранный президент Дональд Трамп сделал несколько громких заявлений. В их числе было требование отменить плату за прохождение американских судов через Панамский канал, либо возвращение контроля над каналом.
Читая такие новости, задумываешься об исторической стороне вопроса: насколько правомерны такие претензии? кто занимался строительством канала? какую роль играл и играет Панамский канал в экономике США и в мировой экономике в целом?

Немного истории
Впервые на землю Панамы европейцы вступили в 1501 году. И уже тогда, в начале 16 века, возникали идеи соорудить водный путь — от Атлантического океана к Тихому. Но только к концу 19 века появились технические возможности для осуществления одного из самых масштабных проектов столетия.
Изначально работы по строительству канала начала Франция.
Создав акционерную компанию для строительства Панамского канала — «Всеобщую компанию межокеанского канала», Фердинанд де Лессепс, который ранее успешно руководил строительством Суэцкого канала, 1 января 1880 года в устье реки Рио-Гранде заложил первый камень. Но проект Фердинанда Лессепса был крайне неудачным, и спустя 9 лет оказалось, что работы выполнены менее чем на треть. Ведь Панамский перешеек представляет собой горную местность, покрытую непроходимыми джунглями и глубокими болотами, да еще изобилующими комарами. Главной инженерной ошибкой было то, что канал не предусматривал никаких шлюзов и плотин, а должен был проходить на уровне моря, по аналогии с Суэцким каналом.
Непредвиденные технические сложности и высокий процент заболеваемости рабочих привели к банкротству предприятия.
В 1902 году США, понимая стратегическое и экономическое значение канала через Панамский перешеек, выкупили у французов, которые все еще владели концессией на строительство канала, право на продолжение строительства. Но сенат Колумбии не признал этого права.
Тогда американцы «помогли» Панаме выйти из состава Колумбии. 4 ноября 1903 года произошло отделение Панамы от Колумбии, а уже 18 ноября 1903 года между Панамой и США был подписан договор. Согласно ему, Америка получала в аренду на 99 лет панамскую территорию от Атлантического до Тихого океана, шириной 10 миль, для строительства канала с последующей его эксплуатацией.
Американцы проанализировали все технические ошибки в расчетах предыдущего проекта и организовали мероприятия по подготовке местности, чтобы уберечь рабочих от эпидемий. Подъём и опускание судов на высоту 26 метров над уровнем океана было решено производить с помощью трёх ступеней шлюзов.



С целью изучения хода строительства в район работ были направлены видные российские инженеры путей сообщения: в 1911 году — гидролог Всеволод Евгеньевич Тимонов, а в 1913-м — гидротехник Валериан Евгеньевич Ляхнитский.
Их подробные отчёты были изданы в Санкт-Петербурге. На многие годы они стали бесценной информацией для российских инженеров, проектировавших и строивших каналы и шлюзы в России.
Одна из книг В. Е. Тимонова – «Мировой водный путь через Панамский перешеек» находится в фонде Президентской библиотеки и доступна только в удалённом электронном читальном зале.
Но в Национальной электронной библиотеке (НЭБ) книга есть в свободном доступе.


Дело в том, что открыть движение в том же 1914 году помешал большой оползень, поэтому официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.
Открытие Панамского канала послужило мощным импульсом для развития экономики и судоходства не только на Западе, но и во всем мире. Канал значительно сократил время и расстояние, необходимое для прохождения между Тихим и Атлантическим океанами. Например, если раньше маршрут от Нью-Йорка до Сан-Франциско растягивался на 23 тысячи километров, то сегодня судам достаточно проплыть 9,5 тысячи километров.
Панамский канал позволяет судам избежать опасного пути, пролегающего через пролив Дрейка. Пролив Дрейка – самый глубокий и широкий пролив в мире. Штормовые ветра здесь дуют в любое время года и суток, а в водах то и дело встречаются дрейфующие айсберги. Поэтому появление более короткого пути через Панаму — вопрос не только экономии времени, но и безопасности.
Появление прохода из Атлантики в Тихий океан принципиально изменило и международное право, и мировую экономику. Это не могло не повлиять на экономику и геополитические интересы России.
Ещё одна книга из фонда Президентской библиотеки, на которую стоит обратить внимание – Панамский канал, падение хлебных цен и наши торговые договоры – исследование немецкого, швейцарского и русского экономиста Иосифа Марковича Гольдштейна 1914 года издания (книга в свободном доступе на сайте Президентской библиотеки)

И. М. Гольдштейн также исследует падение цен на хлебные культуры, которое произошло в определенный период и оказало существенное влияние на экономику и жизнь населения. Автор анализирует факторы, вызвавшие это падение цен, и его последствия.
Изучение торговых договоров является еще одной важной темой книги. Автор анализирует существующие договоры страны с различными партнерами, исследуя их влияние на экономическую ситуацию и торговлю. Он также рассматривает возможности для заключения новых договоров и развития торговых отношений.

Книги и статьи в фонде библиотеки
Гальский, Д. Великие авантюры : история создания Суэцкого и Панамского каналов / Д. Гальский. – Москва : Прогресс, 1986. – 440 с. : илл. (Шифр: 26.89(0) Г17. Книга находится в зале естественно-научной литературы).
Сычев, С. В. Земля меж двух океанов / С. Сычев. – Москва : Мысль, 1983. – 138, [2] с. : карты ; 20 см. : [16] л. цв. ил. (Шифр: 26.89(7Пан) С 95. Книга находится в зале естественно-научной литературы)
Национальная электронная библиотека (НЭБ)
Венин, В. М. Панама и Панамский канал / В. М. Венин ; под ред. д-ра геогр. наук И. А. Витвера. – Москва : Географгиз, 1951. – 72 с. : карт. (Доступно на сайте НЭБ).
Новаковский, С. И. Панамский канал и его мировое значение / С. И. Новаковский; предисл. проф. М. В. Довнар-Запольского. – Киев : тип. И.И. Чоколова, 1914 (обл. 1915). – X, 590 с., [70] л. ил., портр., карт. : ил. (К сожалению, доступно только в Российской государственной библиотеке, г. Москва).
Президентская библиотека
Гольдштейн, И. М. Панамский канал, падение хлебных цен и наши торговые договоры / И. М. Гольдштейн. – Москва : товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914. – 160, [1] с., 14 л. ил., карт. (Доступно на сайте Президентской библиотеки).
Нольде, Б.Э. Панамский канал и международное право / Проф. бар. Б.Э. Нольде (С.-Петербург). – [Санкт-Петербург : Тип. В.Ф. Киршбаума, 1913]. – 37 с. (Только в Центрах удалённого доступа).
Интернет-ресурсы
100 лет Панамскому каналу // ARCHIVISTUS : сайт. – URL: https://www.archivistus.ru/100-let-panamskomu-kanalu/ (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ свободный.
История строительства Панамского канала : Как появился уникальный инженерный проект // Коммерсантъ : сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2361033#more (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ свободный.
Копа, Н. Морской путь через… сушу! / Н. Копа // Юный эрудит. – 2022. – № 3. – С. 8-11 : цв. ил. – Электрон. копия. – URL: https://publ.lib.ru/ARCHIVES/YU/»Yunyy_erudit»_(jurnal)/%de%ed%fb%e9%20%fd%f0%f3%e4%e8%f2,%202022,%20%b903.pdf (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ на сайте «Archives».
Путь между океанами : Ровно 110 лет назад по Панамскому каналу прошёл первый корабль // За рубежом : интернет-газета : сайт. – URL: https://zarubejom.ru/events/put-mezhdu-okeanami/ (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ свободный.
Романов, Р. Почему США сначала построили Панамский канал, а потом отказались от него : История водной артерии, ставшей символом американской гегемонии // Ведомости : газета : сайт. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/10/05/1066508-otkazalis-ot-panamskogo-kanala (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ свободный.
Сазонов, Е. Почему Трамп так мечтает о Панамском канале Корреспондент «КП», прошедший Панамский канал: Это важный рычаг управления миром // Комсомольская правда : газета : сайт. – URL: https://www.kp.ru/daily/27690.3/5078773/ (дата обращения: 3.06.2025). – Доступ свободный.
Хованов, А. Долгий путь Панамского канала / А. Хованов // Наука и жизнь. – 2011. – № 2. – С. 114-120 : ил. – Электрон. копия. – URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/19213/ (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ на сайте журнала.
Панамский канал: XXI век
На протяжении многих лет США и Панама спорили о праве на эксплуатацию канала. В середине 1960-х гг. между странами на некоторое время даже были приостановлены дипломатические отношения. После их восстановления обе стороны согласились с необходимостью выработать новые договоренности.
7 сентября 1977 года настойчивые усилия панамского правительства по возвращению себе контроля над частью территории страны наконец-то увенчались успехом. США согласились сначала установить над каналом совместный контроль, а 1 января 2000 года полностью передать объект и окружающую его зону Панаме.
В декабре 1999 г. в Панаме состоялась торжественная церемония передачи ключей управления Панамским каналом. США были представлены экс-президентом Картером.
Сегодня Панамский канал находится под полным контролем Панамы. Управление каналом осуществляет Панамское управление канала (ACP) — государственная организация, которая отвечает за его эксплуатацию, обслуживание и развитие. Канал продолжает оставаться важнейшим торговым маршрутом, играя ключевую роль в мировой экономике, связывая два океана и значительно сокращая путь для судов, путешествующих между ними. Панамский канал ежегодно приносит Панаме значительный доход, через канальные сборы. Он также привлекает международные инвестиции в Панаму, способствует развитию инфраструктуры и созданию рабочих мест. Помимо этого, канал продолжает развиваться и модернизироваться, например, в 2016 году был завершен проект по расширению канала — новый комплекс шлюзов, называемый «Третий набор шлюзов», значительно увеличил пропускную способность канала. Расширение канала позволило пропускать суда большего размера (так называемые «неопанамаксы»).
Правительство Панамы продолжает соблюдать Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала от 1977 года, вторая статья которого гласит, что и в мирное, и в военное время эта ключевая для международной торговли водная артерия должна оставаться безопасной и открытой для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равноправия. Поэтому и сейчас Панамский канал остается открытым для беспрепятственного прохода российских судов.
Вернёмся к тому, с чего начали: каковы причины претензий Д. Трампа?

В последние годы Панамский канал оказался в центре противостояния между США и Китаем. Д. Трамп неоднократно заявлял, что ключевыми портами канала управляет Китай, и угрожал восстановить американский контроль, обвиняя Панаму в завышении тарифов. Китай и правительство Панамы эти обвинения отрицают. Тем не менее, Китай является вторым по величине пользователем после США и в последние годы активно инвестирует в порты и терминалы вблизи канала.
Как разрешится этот конфликт? Время покажет…
Спасибо за внимание!
Подготовила гл. библиограф Ольга Сычугова
Фото и изображения находятся в свободном доступе в Интернете