2024 годНовости

300 лет Российской академии наук: ОБЗОР ПЕРВЫХ РУССКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

Уважаемые читатели и юные учёные от 12-ти и старше! В наступившем году отмечают юбилей самые яркие изобретения наших соотечественников, без которых невозможно представить современную жизнь. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор технических достижений разных лет. В 1735 в семье нижегородского купца родился будущий гений-изобретатель Иван Кулибин. От рассвета до заката мальчик заворожённо наблюдал за бегом шестерён ...

Уважаемые читатели и юные учёные от 12-ти и старше! В наступившем году отмечают юбилей самые яркие изобретения наших соотечественников, без которых невозможно представить современную жизнь. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор технических достижений разных лет.

В 1735 в семье нижегородского купца родился будущий гений-изобретатель Иван Кулибин. От рассвета до заката мальчик заворожённо наблюдал за бегом шестерён на водяных мельницах и вырезал из дерева модели судов, увиденных на волжской пристани. А когда он стал постарше, то буквально заболел хитроумными устройствами с бегущими стрелочками. Свой первый опыт юный Иван провёл с деревянными шварцвальдскими настенными часами с кукушкой, которые появились у соседа семьи, купца Микулина. Юноша уговорил владельца и разобрал редкостный механизм. После чего собрал копию, которая, увы, не завелась. И только через пять лет мастер представил обществу изделия собственного производства.

255 лет. Часы. 1 апреля 1769 года Иван Петрович Кулибин показал императрице Екатерине II миниатюрные часы величиной с утиное яйцо, которые были заключены в затейливую золотую оправу. Их механизм состоял из 427 частей. Каждые пятнадцать минут часы отбивали время, причём процесс сопровождался музыкой. Но самым необычным был крохотный театр-автомат, вмонтированный в циферблат. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая золочёный чертог, и разыгрывалась мистерия. Потрясённая Екатерина повелела отправить чудесное яйцо в Кунсткамеру (ныне оно хранится в Эрмитаже). А Иван Кулибин обрёл всероссийскую известность и возможность свободно заниматься любимым делом. Волжского самородка назначили механиком и руководителем мастерских Петербургской Академии наук, где он прослужил свыше 30 лет.

245 лет. Зеркальный фонарь. В 1779 году русский механик Иван Кулибин показал императрице Екатерине II сконструированный им «зеркальный фонарь», предшественник современного прожектора. Прибор состоял из параболического отражателя из мельчайших зеркал, дающий при слабом источнике мощный свет. Заслуга Кулибина заключалась в том, что он, будучи незнаком с оптической техникой, сумел самостоятельно дойти до определения фокусных расстояний линз, решить сложную задачу разработки рецептуры сплава для металлических зеркал, а также сконструировать и построить стеклошлифовальный станок. Фонарь-прожектор нашёл применение при освещении мастерских, судов, на маяках.

190 лет. Электродвигатель. Немецкий изобретатель Мориц-Герман (Борис Семёнович) Якоби, архитектор по образованию и механик по призванию в период жизни в Кёнигсберге увлёкся физикой заряженных частиц. В 1834 году он создал «магнитный аппарат», работающий по принципу вращения рабочего вала. В 1838 году в Петербурге учёный усовершенствовал своё изобретение для использования на водном транспорте. Первый вариант двигателя был предназначен для лодки и вращал гребные колеса. С помощью этого двигателя судно легко держалось на плаву, двигаясь даже против течения реки Невы со скоростью 4,5 км в час. А второй сдвоенный электродвигатель был прообразом современного трамвая и катил по рельсам человека в тележке.

145 лет. Гусеничный трактор. В сельском хозяйстве в конце 19 века возникла необходимость применения наиболее усовершенствованной техники для нужд земледелия. Изобретатель-самоучка, Фёдор Абрамович Блинов был выходцем из крепостных крестьян. Он работал бурлаком, кочегаром и машинистом на пароходе. За изобретение первого в мире трактора на гусеничном ходу в 1879 году Ф. Блинов получил «привилегию» (патент). В 1988 году прошли успешные испытания агрегата. Изобретение представляло собой «вагон особого устройства с двумя паровыми машинами, с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам» и стало прототипом современных гусеничных тракторов.

125 лет. Электромобиль. Во второй половине 19 столетия люди безгранично верили в возможности электричества. Не стал исключением и русский инженер Ипполит Владимирович Романов, которому принадлежит изобретение первого в мире электромобиля.

В 1899 году в Санкт-Петербурге инженер представил четырёхколесный экипаж, рассчитанный на перевозку двух пассажиров. Аккумуляторные батареи размещались позади кузова, а на них, как на запятках, стоял водитель. Среди особенностей этого изобретения можно отметить то, что диаметр передних колёс значительно превышал диаметр задних. Максимальная скорость равнялась 39 км/ч, но очень сложная система подзарядки позволяла пройти на этой скорости только 60 км. Этот электромобиль стал праотцом известного нам троллейбуса.

110 лет. Пассажирский самолёт.  Стремление человека «летать как птица» восходит к первым опытам Икара. Русский конструктор Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) первым создал многомоторные самолёты, которые отличались оригинальностью, смелостью конструкторских решений, изяществом аэродинамических форм. Сначала И. И. Сикорский на основе аэроплана создал самолёт «Русский витязь», а затем пассажирский четырёхмоторный «Илья Муромец» и представил публике в 1914 году. Воздушное судно сразу побило несколько рекордов: грузоподъёмность 300 пудов, количество пассажиров до 16 человек, максимальная высота полётов – 50 саженей. Во время зимних полётов аппарат был установлен на лыжи. Во время Первой мировой войны самолёт стал первым тяжёлым бомбардировщиком.

100 лет. Ранцевый парашют. Будущий изобретатель столь необходимого для авиации предмета, Котельников Глеб Евгеньевич, в 1910 году стал очевидцем первой в России авиакатастрофы. Это случилось на ипподроме в Петербурге, где проходили полёты аэропланов. Гибель лётчика Льва Мациевича сильно потрясла учёного. Ранее лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Чуть меньше года понадобилось Котельникову, чтобы воплотить идею в жизнь. Спасательное средство выглядело как ранец с пружинами, в который укладывался парашют круглой формы из лёгкого шёлка. В опасный момент лётчик дергал кольцо, крышка коробки открывалась, и пружины выталкивали купол наружу.

Свой законченный проект авиационного ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич предложил в 1911 году. Но, несмотря на успешные испытания, патент в России изобретатель не получил – в вооружённых силах опасались, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. И только в 1924 году Г. Е. Котельников, увеличив размер купола парашюта до 12 метров в диаметре, получает отечественный патент.

Мы живём в уникальное время! Мы обязаны этими огромными достижениями небольшому количеству великих умов — учёным, изобретателям и ремесленникам, которые придумали и разработали продукты и механизмы, на которых и строится современный мир.

Подготовила библиограф М. А. КИСЛЕНКО
фото находятся в свободном доступе в сети Интернет

#300летРан

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.