«НЕВЕЖЕСТВО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА РАВНОДУШНЫМ К МИРУ…»

«Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе»

(Вл. Солоухин)

ii_403Константин Георгиевич Паустовский (а именно он был героем июльской встречи в литературной гостиной «Бажовки») — писатель, к большому сожалению, несколько подзабытый современной читающей публикой. Он родился на излете XIX века, в 1892 году, прожил 76 лет, умер в 1968 году и похоронен, как и завещал, в Тарусе.

Внешне жизнь его выглядит вполне благополучной: он не был репрессирован, не подвергался травле, сам не участвовал в подобных кампаниях. Он умудрился не написать ни одного хвалебного слова о Сталине и не быть членом КПСС, но в 1965 году был номинирован на Нобелевскую премию и награжден тремя орденами. Сейчас в это, может быть, трудно поверить, но в свое время Паустовский был бешено популярен. Знаменитая Марлен Дитрих, прочитав его рассказ «Телеграмма», влюбилась в творчество этого писателя и когда они, наконец, встретились, встала перед ним на колени и поцеловала ему руку.

В чем же секрет такой популярности, ведь в книгах Паустовского вы не найдете бурных событий и страстных переживаний? Каждый вправе дать свой ответ на этот вопрос, ведь у каждого — свой Паустовский. Но главное, по мнению собравшихся в гостиной, — это бережное отношение к слову. Его повествование завораживает, писатель словно кружево плетет из слов, и вам уже не оторваться от чистого родника его речи. Константин Паустовский прежде всего — ценитель русского языка, в котором, по его мнению, запечатлен «весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера». Чтобы отучить людей от «скудоумия и ломаной речи», он предлагал составить особый словарь, в которой будут собраны «мусорные и мертвые слова, вся канцелярщина и пошлость, засоряющие русский язык». Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого — люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу.

Паустовский открывает для себя заповедную землю — Мещеру, которой обязан многими своими рассказами. Он много ездит по свету, но не прельщается заморскими чудесами: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара… Всю нарядность  Неаполитанского  залива с его пиршеством фасок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки…» Патриотизм, о котором так много говорят сегодня, он видит в любви к родной природе.

Особое место в творчестве Паустовского занимает повесть «Золотая роза» — о «прекрасной сущности писательского труда». Адресована она не только будущим писателям, но и всем нам, читателям. Неплохо было бы, как предлагали участники встречи, сделать ее настольной книгой.

Много лет работал Паустовский над автобиографической «Повестью о жизни». Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг и по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя.

Так в чем же магическая притягательность личности и творчества писателя, которого любили женщины, обожали студенты, боготворили читатели? Ответ на этот вопрос вы обязательно найдете в его книгах.

Р. S.: Большое спасибо Н.П. Бирюкову, Л.А. Узких, М.В. Денисовой, Р.И. Березиной за их взволнованный, эмоциональный рассказ о своем восприятии творчества Константина Паустовского, а всем пришедшим на встречу за проявленный интерес.

Источник: Радар. – 2015. – 23 июля (№ 30). – С. 8 : фото

Электронную версию газеты можно скачать по адресу – http://www.rezonans92.ru/?page_id=44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Авторизация

Новые поступления


Художественная литература

Медицинская литература

Отраслевая литература

Новинки медиатеки