Любимый волонтер

КОД  ДОСТУПА

На стенде – подборка фотографий: отчаянные лица, черные подглазья, худые, раскуроченные неумелыми инъекциями руки в сине-зеленых пятнах от уколов, во взглядах безысходность …  И на этом мрачном фотофоне – белозубая улыбка, заинтересованный взгляд, подтянутая, спортивная фигура молодого врача, лектора. Островок жизни, дела, внимания.

Подростки нетерпеливо окружили его, словно любимого учителя. Буквально облепили: один даже держит его за локоть (так, наверное, вернее обратить на себя внимание). У каждого есть вопрос. Кто-то уже получил ответ, кто-то к нему пробивается. В воздухе – любовь.  А еще обожание, с которым доктор, что-то объясняя, время от времени оглядывает и словно впитывает в себя молодую бесшабашную стихию.

Он, этот лектор, знает код доступа к ним. Он свой. Это очевидно.

 

Денис Шерлаимов – наш, уральский, точнее лесновский. Учился в 63-й школе, потом в лицее (окончил его в 2004 году). Побеждал на всевозможных олимпиадах по биологии, любовь к которой привила ему педагог  Наталья Александровна Гончарова. От знания биологии недалеко до медицины, поэтому легко поступил в Первый Питерский мед.

Затем была интернатура, затем ординатура по специальности «терапевт». По окончании девятилетнего обучения работал в одной из Санкт-Петербургских поликлиник. Собственно, работать начал еще в студентах. Приходилось и санитаром, и медбратом – узнал больничную жизнь и все нюансы выбранной профессии, что называется, изнутри.

Потом от больничной практики перешел к амбулаторной и переучился на семейного врача. Давно, кстати, мечтал об этом.

Что такое семейная терапия? Мы знаем, что это педиатрия (дети с младенчества и до взрослого возраста), это мамы, папы, бабушки, дедушки, а также прабабушки и прадедушки  семья. Это узкие инфекции и определение нетрудоспособности, психическое состояние семьи, создание микроклимата, способствующего выздоровлению заболевших и направления к специалистам в острых случаях. Это чисто психологическая помощь, человеческое внимание и знание всех аспектов жизни и здоровья всей семьи. Известно, что семейная медицина охватывает 90 процентов проблем, с которыми пациент обращается в поликлинику. Но кроме  возрастных недугов, есть еще  иммунитет, губительные пристрастия и их последствия …

– Короче говоря, это обширно, ответственно и, наверное,  безумно интересно? – спрашиваю я Дениса Евгеньевича.

– Несомненно, – улыбается он. – Очень хотелось бы, чтобы эта форма медицинского обслуживания вновь обрела себя, причем, не только в мегаполисах. Она не нова, у нее есть прародитель: земский врач, и необходимость ее – требование сегодняшнего дня. Убедился в этом всецело.

– Но это об основном Вашем деле. А как Вы перешли к активной пропагандистской деятельности да еще в таких темах, как наркотики, СПИД? Что Вас подвигло на волонтерство, которым Вы так радуете лесничан?

Темы и подвигли. Те самые,  с которыми я в последние годы охотно выступаю в молодежной среде, профилактика  ВИЧ-инфекции и наркомании. Для нынешних и, к сожалению, будущих поколений – это две главные беды.

С блестящими лекциями Дениса мы уже познакомились. Он, приехав в отпуск в Лесной, проводил их в прошлом году  для студентов техникума и для старшеклассников-лицеистов. Отзывы замечательные.  Приехал он с ними и нынче. Побывал в техникуме, лицее, школах. Одна из постоянных площадок для  встреч с молодежью родного города – «Бажовка».

 –  Ваши главные фишки как лектора?

 Простой, доходчивый язык, доступность в медицинской терминологии, попытки вовлечь аудиторию в разговор, заставить задуматься, задать себе вопросы, провести аналогии. Замечали, как проходят телевизионные шоу у доктора Малышевой? Медицинская проблема, как правило, красочно и доходчиво демонстрируется, вовлекаются в процесс зрители. Доказано, что такой метод действует эффективнее. Пациент, который считал какие-то проявления болезни мелочью, не принимал лекарств, участвуя в «разборе», проникается серьезностью заболевания и его последствиями. Материал по обеим темам объемный, стараюсь подавать его разнообразно, без занудства (сам недавний студент, знаю, когда выключается внимание).

– Чего опасаетесь больше всего, разговаривая с молодежью подросткового периода и чуть старше?

Никогда не разговариваю с ними менторским тоном, языком и интонациями упрека (за ранний секс, за курение, за бесшабашность в пробах различных «бодрящих» средств). Я охотнее объясню, что презерватив нужен в любом случае сексуального контакта – и как предмет гигиены и защиты от половых инфекций, о которых партнер может даже и не подозревать, и как защитник от нежелательной беременности. Что девочкам ранний секс вреден, они в первую очередь ответственны за потомство. Что не бывает легких наркотиков и «бодрячков», всё имеет последствия. А какие – показываю наглядно в слайдах, репродукциях, фотографиях, включаю записи с монологами людей, прошедших наркотический ад, предостережениями профессиональных медиков, просто дискуссиями в молодежной среде.

– Молодежь часто сталкивается с ханжеством взрослых, когда речь заходит о половых отношениях, СПИДе.  А как Вы относитесь к неожиданным вопросам продвинутых школьников?

  Недавно ко мне после лекции подошли два десятиклассника и задали вопрос: нужен ли презерватив при анальном сексе? Удивился, даже немного растерялся, но вида не подал. Сказал, что нужен обязательно. Но об анальном сексе и его накладках порекомендовал почитать отдельно (назвал литературу),  решить для себя: стоит ли им заниматься вообще.

Да, я считаю ханжеством закрывать глаза на проблему, на неудобные вопросы. Надо считаться с их пытливостью во всем, их желанием скорее стать взрослыми. Надо их просто уважать. Оттолкнете подростка, пристыдите, и вырастет стена недопонимания.

Родителям и педагогам труднее всего. Наши законы против раннего сексуального воспитания в школе, церковь тоже  всегда была против любых разговоров о сексе, родителей обуревает страх предполагаемого непонимания и ложная скромность в отношениях с собственными детьми. Подросткам остаются друзья, улица, интернет. А ведь в Германии, например, введя уроки полового воспитания в школах с пятого класса, предотвратили эпидемию СПИДа.

– Ступени зависимого. Вы в который уже раз произносите это словосочетание.

Да, говоря о наркомании, я выстраиваю лекцию по ступеням формирования зависимости. Начинаю с малого: безобидного на первый взгляд, увлекающего и бодрящего, успокаивающего и веселящего,  приятного, в общем, будь то алкоголь, или сигареты, или джин-тоник. Говорю о механизме получения удовольствия, о простоте (даже примитивности) этого механизма, о том, как такими мелочами завоевывается воля, а потом личность. Далее в лекции рассматриваются более сильные стимуляторы (все о них, как правило, знают). Опять – об их положительных эффектах: настроение, снижение веса, лечение боли.  Подходим к вопросу: если все так хорошо, почему наркотики – это плохо?

И тут наступает время третьей ступени. Нельзя ни угрожать, ни повышать голос, ни давить на психику подростка. Важно на очень простых примерах из сегодняшнего бытия представить всю дальнейшую цепочку попавшего в зависимость человека. Жизнь и крах актеров – наркоманов или алкоголиков   –  при этом мало затрагивают сознание молодых слушателей, нужен пример из их подъезда, класса, их города. Нужно убедительно показать чисто биологическую неотвратимость привыкания к средству, тяжесть процесса лечения, а порой и его бесполезность, когда подсознание уже в плену, а организм включил программу разрушения.

Наши дети, хоть и инфантильные в большинстве своем, опутанные гаджетами, как паутиной, и совершенно не инициативные, но они очень умные. Они просто еще плохо защищены, подвержены всем влияниям, которых в сотни раз больше, чем у их ровесников предыдущих поколений. И не у всех, к сожалению, есть иммунитет семьи или здорового коллектива. Иммунитет выживания среди мощного потока информации,  рядом с уткнувшимися в планшеты ровесниками и думающими только о своих проблемах взрослыми. Вот этот иммунитет мне и хочется им привить.

– Вы и в Санкт-Петербурге занимаетесь таким волонтерством?

–  Да, когда есть время. И с удовольствием.

–  А результаты своей лекторской деятельности наблюдали?

Пока разве только в том, что у меня появляются последователи. Это ребята, которые идут со своими знаниями о наркотиках в младшие классы школ. Рад, что они поняли это сами: с детских лет человек должен знать, что хорошо, а что – очень-очень плохо. Однажды случайно услышал отзыв о своей лекции (в разговоре двух парней 16-17-и лет): «Лекция – жесть! Тащит!». Представляете, было приятно. А в Лесном я просто кайфую от того внимания, которым окружен. И с удовольствием буду читать здесь лекции, приезжая к родственникам или в отпуск.

Лекции семейного врача из Санкт-Петербурга Дениса Шерлаимова вы сможете посетить в январе. Следите за информацией из «Бажовки».

Наталья КОЛПАКОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Авторизация

Новые поступления


Художественная литература

Медицинская литература

Отраслевая литература

Новинки медиатеки