КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ

00222 мая в Качканаре состоялся «круглый стол» на тему: «Взаимодействие органов местного самоуправления, управляющих компаний и собственников многоквартирных домов». Мероприятие организовала и провела депутат Законодательного Со­брания Свердловской области Людмила Мельникова.

«Круглый стол» впервые объединил около 80 участников: руководителей органов местного самоуправления, управляющих компаний, ТСЖ, представителей Общественных палат, председателей Советов многоквартирных домов. На мероприятии выступали: А.В. ШМЫКОВ, первый заместитель Министра энергетики и ЖКХ, Е.В. АХМАТОВА — начальник отдела социально экономического развития территорий Администрации Северного управленческого округа.

Корр.: Людмила Петровна, Каковы результаты мероприятия?

Л. Мельникова: На «круглый стол» были приглашены представители всех городов моего избирательного округа (Кушва, Красноуральск, Лесной, Качканар, Верхняя Тура). Присоединился, например, активный состав общественного совета собственников МКД Нижней Туры. Сразу надо честно сказать, что уже в процессе подготовки мероприятия проявилась позиция ряда руководителей органов местного самоуправления, их отношение к проблемам сотрудничества. Благодаря заинтересованности и содействию Председателя Правительства Свердловской области — Д.В. ПАСЛЕРА была обеспечена масштабность мероприятия. Отсюда первый вывод: кого на самом деле волнуют проблемы собственников и коммунального коллапса? За три года депутатской деятельности у меня сложилось четкое представление о ситуациях в каждом городе моего избирательно округа, об его руководителях, системах взаимоотношений. Никакой пиар, имитирующий бурную деятельность, не прикроет истинного лица каждого руководителя. В наших малых городах вся жизнь, как на ладони, и результат налицо. А результат либо есть, либо его нет. Это состояние дорог, сетей, благоустройство дворов и желание людей жить в своем городе, детей после учебы возвращаться в отчий дом.

001Корр.: Тема «круглого стола» обсуждалась на примере опыта работы общественной комиссии по оказанию помощи собственникам многоквартирных домов, созданной при Думе Качканарского ГО. У нас в округе только Качканар работает в данном направлении с собственниками?

Л. Мельникова: В Кушве некому и некогда брать под контроль данный вопрос, там годами выбирают то главу Администрации, то председателя Думы. В Красноуральске и Верхней Туре все мои попытки организовать учебу председателей Советов домов показали, что в этом больше всего я лично заинтересована, а не администрация города. Депутат Заксобрания что-то там организовывает сама себе и ладно. В Лесном, когда я лично обзванивала председателей Советов домов, то выяснилась интересная картина. Некоторые председатели на деле оказались фиктивно назначенными. Так что очковтирательству тоже есть у кого учиться. Почему Качканар был выбран для примера по обмену опытом? Потому что Г.В. РУССКИХ (председатель Думы Качканарского ГО) еще в 2011 году сам предложил «буйным собственникам» организоваться в Совет по защите прав собственников МКД при Думе городского округа, лично участвовал в работе по формированию Советов домов. За четыре года комиссия наработала практический опыт, начиная с шумных разборок на первых заседаниях. Сегодня комиссией руководит А.В. ЛЯПУНОВ, депутат городской думы, заместитель главного инженера, начальник технического отдела ОАО «ЕВРАЗ КГОК».

Комиссия работает в плановом режиме, готовят совместно вопросы на заседания Думы, совещания в Администрации. В раздаточных материалах мы распечатали планы работы комиссии за 4 года, в которых виден объем и формат работы. Некоторым главным специалистам управлений ЖКХ не мешало бы поучиться работать у такой комиссии. Вывод второй: надо просто опыт работы и применять в своем городе. Было бы желание. Я знаю, что директор ООО «УК Верхнетуринская» собирается со своей командой специалистов приехать на ближайшее заседание комиссии в Качканар. И это уже положительный результат «круглого стола».

Корр.: Вы верите в возможность сотрудничества непримиримых сторон? У реформы ЖКХ три субъекта: администрация, управляющая компания и соб­ственник. Между ними никогда согласия не будет. Собственник всегда остает­ся жертвой нерадивой управляющей компании…

Л. Мельникова: Вы правы насчет иллюзии согласия. С одной стороны, законодательством регулируются полномочия органов местного самоуправления, обязательства управляющих компаний, ресурсников, обязанности собственников. Сегодня написаны тысячи страниц нормативно-правовых актов, в которых порой самим юристам сложно разобраться. Внесены изменения в Жилищный кодекс о том, что государственный жилищный надзор и муниципальный контроль дополнены общественным жилищным контролем. Введено лицензирование управляющих компаний. И все равно, законодательство в сфере ЖКХ, на мой взгляд, никогда не будет совершенно, так как меняется политика и экономика развития государства, меняются приоритеты, меняются сами люди во власти и человеческие ценности. С другой стороны — исполнение законодательства на местах. Кем и как оно исполняется? А это уже чисто человеческий фактор. Если Глава города является таковым с большой буквы, то он, прежде всего, сам выстроит систему взаимодействия с управляющими компаниями, собственниками в своем муниципалитете. Жилищно-коммунальное хозяйство города — это живой организм, лакмусовая бумажка для определения уровня профессионализма, компетентности и личного интереса к улучшению жизни населения или же личной заинтересованности в собственной коммерческой выгоде. Положительных примеров сотрудничества в городах России сегодня уже много.

Корр.: В чем суть системы взаимодействия? Как вы ее видите?

Л. Мельникова: Здесь надо четко понимать и различать сферу вопросов. Начнем с депутатов, и пусть они на меня не обижаются. Я бываю на заседаниях дум во всех городах. Мы с важным видом принимаем решения, беремся судить о работе руководителей организаций и учреждений города.

А кто из депутатов знает конкретно, сколько и каких домов у него в избирательном округе, какие дома и в какие сроки попали в программу капитального ремонта, сколько Советов домов и кто их председатели? Кто сегодня четко обозначит проблемы в сфере ЖКХ своих избирателей и… покажет пути их решения? 80% жалоб на низкий уровень работы администрации города, управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом когда я провожу встречи с населением, обучение собственников МКД, председателей Советов домов, то почему-то рядом нет ни одного депутата местной Думы (за редким исключением: Н. Заусова, Т. Мелентьева (г. Лесной), Н. Колганова (г. Кушва). Казалось бы, в первую очередь кто лично должен быть заинтересован в данном вопросе? Депутат городской Думы или депутат Заксобрания. Во-вторых, в Законодательном Собрании мы получаем ежемесячно сводный сборник повесток заседаний представительных органов власти всех муниципальных образований области. Давайте сделаем мониторинг процентного отношения количества поднимаемых на этих заседаниях вопро­сов в сфере ЖКХ и качества исполнения решений.

Считаю, что в первую очередь необходимо наладить прямую связь депутатов с населением. Как в старые добрые времена, когда приемы велись при ЖЭКах. Нет места — введите в практику «прямую линию» по телефону.

Во-вторых, в малых городах проще организовать схему приема жалоб и обращений граждан по вопросам ЖКХ: приемы граждан специалистами, специальные почтовые ящики, прямые линии по телефону, электронные обращения, обращения по скайпу и т.д. Но… Тогда надо организовать и информирование о результатах. Сколько обращений принято, кого наказали за ненадлежащее исполнение своих прямых должностных обязанностей. Важно, чтобы каждый житель знал: когда, к кому, куда и как можно обратиться. Заметьте, во всех отчетах на всех уровнях говорится об информационной работе с населением, существует федеральное и областное финансирование информационно-просветительской работы по освещению темы ЖКХ, но я ни в одной местной и областной газете ни разу не видела статистики по принятым мерам. Этакая завуалированная прозрачность отношений.

Задача управляющих компаний в системной работе — поменять менталитет работников компании. Не собственники существуют для того, чтобы они получали зарплату за счет квартплаты, а собственники наняли управляющую компанию для того, чтобы она эффективно управляла их собственностью. Вести так бизнес — это уже прошлый век. Собственники становятся грамотными, и поменять управляющую компанию или создать свое ТСЖ всего лишь вопрос времени. Эффективное управление определяется качеством услуг, а две-три жалобы на управляющую компанию лишают ее лицензии. Кто в данной ситуации заинтересован в тесном сотрудничестве с собственниками? Ответ очевиден. Главный бич «управляшек» — несоблюдение закона о раскрытии информации. Я просмотрела сотни сайтов управляющих компаний, после чего выводы о профессиональной и коррупционной составляющей деятельности ряда наших территориальных управляющих компаний делать даже бессмысленно. Главы органов местного самоуправления не могут повлиять на частный бизнес (коими являются управляющие компании), но они могут повлиять на формирование общественного мнения собственников.

Еще одно звено системной работы — общественные советы. В стране создана широкая сеть общественного контроля. Для координации работы создано НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ КОНТРОЛЬ», существует даже молодежный об­щественный контроль в рамках совместного проекта «Фонда содействия реформирования ЖКХ» и федеральной молодежной организации «Все дома». Органы местного самоуправления вправе создавать подобные структуры на территории своих муниципальных образований. Президентом страны уделяется большое внимание формированию общественных советов. Что у нас на местах по факту? А зачем нам это нужно? В Лесном в марте в газете «Вестник» вышло объявление о том, что будет формироваться состав общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации городского округа. Спрашиваю: «Кто вошел в состав?» Ока­зывается, это было всего лишь объявление. В Кушве мы уже почти год никак не утвердим в администрации города Положение об общественном совете поселка Баранчинский.

Корр.: А как быть с инертными собственниками? Как их побудить к взаимодействию?

Л. Мельникова: Только за счет уверенности в результате к вам потянутся люди. Как в сказке про мальчика и волков, которому уже на третий раз никто не поверил. Люди ведь не слепые и не глухие. Сегодня с помощью интернета можно убедиться в обратном — в повышенной активности Советов домов. Создаются группы жильцов в социальных сетях, сайты Советов домов, различные конкурсы на лучшее благоустройство дворов, на субботники выходят родители с малышами. Что такое Совет дома? Это и есть модель местного самоуправления. На примере управления собственным домом формируется система управления городом. Совет дома — выборный орган, у которого большие полномочия, регулируемый законом порядок голосования. Ведь у Совета дома сегодня согласно действующему законодательству большие права при оценке качества ремонтных работ, их приемке. Сейчас регулируется вопрос о материальном поощрении председателя Совета дома за большую общественную работу. По закону только собственники вправе принимать решение: быть или не быть в их доме офису или магазину, то есть сами жители формируют инфраструктуру малого бизнеса в зависимости от своих потребностей. А там, где жители инертны, пеняйте на себя. Законом четко регулируются права собственников многоквартирных домов. Например, в доме, в котором я живу, за счет арендной платы за размещение рекламных баннеров на фасаде дома и использование чердачных площадей сделано остекление лестничных пролетов, установлены сейф-двери, ведется видеонаблюдение.

И, тем не менее, я с полной уверенностью хочу сказать, что все можно сделать, организовать и решить. Для этого не надо много ума, регламентов, распоряжений. Все наши проблемы — это только человеческий фактор. Хочет глава города, чтобы собственники были грамотными, чтобы не было в городе социальной напряженности, он сам обязательно обратит особое внимание и поможет организовать систему обучения председателей Советов домов, работу с депутатами по мониторингу сферы ЖКХ, публичные слушания и встречи с жителями по. выполнению муниципальных программ по реформированию и модернизации ЖКХ. Просто надо посадить всех за стол переговоров.

Практику «круглых столов», по просьбе участников прошедшего заседания, мы будем сообща продолжать в городах моего избирательного округа. Главный вывод по опросу представителей территорий заключатся в том, что всем необходимо живое общение по обмену опытом. Будем в дальнейшем вместе рассматривать пути решения конкретных проблем и вопросов. Все познается в сравнении. Города моего избирательного круга находятся в шаговой доступности, но находятся в разных мирах. Сегодня много говорится про большой Екатеринбург, но никому нет дела до выживания малых городов.

Подготовила Л. Петрова

Фото М. Марининой

Источник: Радар. – 2015. – 4 июня (№ 23). – С. 2, 4 : ил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Авторизация

Новые поступления


Художественная литература

Медицинская литература

Отраслевая литература

Новинки медиатеки