Когда труд – в радость

Автор: Виктор Корелин

 

shnitovТрудовой путь этого человека в железнодорожном цехе ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» измеряется 47-ю годами, которые он проработал монтёром пути, обеспечивая надлежащее техническое состояние железнодорожных путей.

Родился П.Г. Шнитов 26 декабря 1935 г. в деревне Бордилово Куньинского района Псковской области в семье крестьянина, где кроме него росли ещё брат и три сестры. С началом Великой Отечественной войны отец по мобилизации ушёл на фронт, где погиб, защищая Родину. Деревня, где проживала семья Шнитовых, с августа 1941 года по январь 1942 года была оккупирована немецко-фашистскими войсками.

Память сохранила из того тяжёлого времени два момента. Однажды к ним в дом зашла отдохнуть выходившая из окруже­ния группа красноармейцев. Увидев, что дом полон ребятишек, они провели день в подвале, а с наступлением ночи ушли, чтобы не подвергать опасности хозяев. А ещё – над деревней часто пролетали боевые самолёты, маленький Петя в такие моменты пытался запускать вслед им свои – бумажные, за что неоднократно получал нагоняй от матери.

В 1946 году Пётр закончил четыре класса начальной школы и стал наравне со взрослыми работать в колхозе имени И.В. Сталина, в составе которого была родная деревня. Со временем созрело желание получить хоть какую-то специальность, он решил пойти учиться на плотника. Выбранная им специальность была всельской местности всегда востребована. Выбор пал на школу ФЗО № 22 (станции Земцы Тверской области), где он учился в 1952 и 1953 годах и получил специальность плотника. Вернуться в родительский дом не пришлось, потому что по распре­делению был направлен на станцию Уфтюга Архангельской области, где с 16 мая 1953 года по 9,июня 1955 года работал плотником в спецлестранехозе.

В июне 1955 года был призван в ар­мию и попал в в/ч № 01060 (город Свер-дловск-45). В первое время пришлось работать на строительстве административного здания на территории бывшего УПП СПАО СУС, но потом, волею судьбы, стал продолжать службу при отделе железнодорожных перевозок (ОЖДП) организации п/я № 20, работая в бригаде по строительству и содержанию железнодорожных путей.

Перед демобилизацией в войсковую часть пришёл начальник цеха № 113.Е. Седюков и предложил желающим остаться в городе пойти на работу в железнодорожный цех предприятия. Пётр Григорьевич принял предложение и после демобилизации в 1958 году, уже имея необходимые профессиональные навыки, остался работать в цехе № 11 монтёром пути.

Надо сказать, что условия труда в те годы были далеки от идеальных. Все работы по содержанию железнодорожных путей выполнялись вручную. На вооружении монтёров пути были ручные «штопки», винтовые домкраты, путевые молотки и лапы, ломы да лопаты. К месту производства работ добирались пешком, неся с собой необходимый инструмент. В цехе не было до 1964 года ни раздевалок, ни душевых, поэтому после трудового дня часто прямо с места работ сотрудники шли пешком домой. Если на следующий день работы продолжались на том же месте, то инструмент надёжно прятали, летом – в лесу, а зимой – в снегу, чтобы назавтра не терять время для захода в цех. Зимой железнодорожные пути на всём протяжении чистили от снега вручную, потому что снегоочистительной техники до 1963 года тоже не было. В те годы в составе бригад монтёров пути трудились и женщины, поэтому наиболее физически тяжёлые операции по содержанию железнодорожных путей приходилось брать на себя мужчинам.

Вспоминается, как мастер Л.В. Лобов учил проверять целостность рельсов в стыковых соединениях. На головку рельса над стыковыми отверстиями клали пятикопеечную монету, а потом ударяли по рельсу путевым молотком. Если монета после удара падала, то рельс имел в этом месте трещину и подлежал замене.

В железнодорожном цехе демобилизованный солдат нашёл не только работу по душе, но и встретил свою вторую половину – стрелочницу Полину Петровну, с которой в 1960 году сыграл свадьбу. Первое время они снимали угол в частном доме у работника цеха Никиты Борзыкина, а с появлением сына-первенца переехали в д. Ёлкино к родителям Полины. До вселения в отдельную квартиру в городе пришлось некоторое время ещё пожить и в коммуналке.

В 1969 году заканчивает трудовую де­ятельность бригадир монтёров пути И.М. Севостьянов, и руководство железнодорожного цеха доверяет Петру Григорьевичу возглавить бригаду как наиболее квалифицированному и ответственному работнику. Будучи бригадиром, Пётр Гаврилович много внимания уделял молодым рабочим, прививая им правильные навыки выполнения той или иной технологической операции путевых работ, так как понимал, что успех бригады зависит от вклада каждого её члена.

Со временем на смену винтовым домкратам у монтёров пути появились гидравлические, ручные шпалоподбойки заменили электрические, к отдалённым местам производства работ бригады стали добираться на мотодрезинах, балластирование железнодорожных путей стали производить с помощью хопперов-дозаторов, а для рихтовки и подъёмки железнодорожных путей цех приобрёл подъёмо-рихтовочную машину. И всё-таки работа монтёров пути до настоящего времени далека от идеальных условий, так как включает в себя большой процент тяжёлого физического труда, предусматривает производство путевых работ под открытым небом при любых погодных условиях.

В этой связи вполне объяснимо желание человека подыскать себе с годами сравнимо лучшую работу, но Пётр Гаврилович остался верен своей профессии. Более того, при достижении 60-летия он продолжал трудиться и руководить бригадой ещё на протяжении 10 лет, обеспечивая на вверенном ей участке подъездного пути ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» безопасное движение поездов и маневровых составов с грузами всех категорий. Руководимая им бригада была неоднократным победителем во внутрицеховых социали­стических соревнованиях. Сам бригадир за долголетний и добросовестный труд был отмечен следующими наградами: знаки «Победитель социалистического соревнования» (1973 и 1978 гг.), «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (2005 г), медаль «Ветеран труда» (1991 г.), в 1979 году занесён в Книгу почёта комбината.

Рано или поздно, но для каждого человека-труженика когда-то приходит время заканчивать трудовую деятельность в ставшем родным за годы работы коллективе. Не стал исключением и Пётр Гаврилович, для которого последний рабочий день настал 31 января 2006 года, ознаменовав тем самым финиш более чем 47-летнего трудового пути, который был пройден им в железнодорожном цехе комбината.

Но не такой П.Г. Шнитов человек, чтобы сидеть дома сложа руки. Через некоторое время он вливается в новый для себя коллектив городского музея, чтобы приносить пользу людям. По сей день он продолжает трудиться, зарекомендовав себя и там исключительно с положительной стороны.

Заканчивая свой рассказ о Петре Гавриловиче Шнитове, хочу пожелать ему от имени всего коллектива железнодорожного цеха № 011 ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» всего самого наилучшего в жизни и крепкого здоровья!

 

Источник: Про Лесной. – 2014. – 11 апреля (№ 14). – С. 20.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Авторизация

Новые поступления


Художественная литература

Медицинская литература

Отраслевая литература

Новинки медиатеки