ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

Авторы: О. Карякина, В. Струганов

Кто в Советском Союзе не знал журнала «Огонек»?! Знали все! Покупали, читали и даже переплетали. Ведь в журнале печатались не только фотографии известных людей, но и цветные репродукции картин выдающихся художников, кои найти иными путями не представлялось возможным. «Огонек» выходил миллионными тиражами, и попасть на его страницу считалось престижно и заманчиво для любого. В журнале, являвшемся рупором ЦК КПСС, работал обширный штат фотокорреспондентов, которые постоянно разъезжали по нашей необъятной стране и снимали, снимали, снимали. Людей, стройки, природу…

Журнал начал издаваться еще до революции, но об этом массовый читатель в большинстве своем и не догадывался. Для многих «Огонек» до сих пор ассоциируется с мощной советской страной, хотя продолжает существовать и сегодня (можете познакомиться в библиотеке). Но теперь он, конечно, не  самый-самый. Теперь много других.

Разговор этот мы затеяли, понятное дело, не для того, чтобы журнал «Огонек» анализировать. Нам, как краеведам, связь нужна. Связь с городом. А предисловие — для тех, кто про журнал этот даже не слышал. Так вот, связь у нас есть: минимум один советский лесничанин «попал» в  «Огонек». Правда, тогда он про город Лесной еще ничего не знал.

002Итак, лето 1955-го. Маленький Вова, которому вот-вот должно исполниться два года, первый раз в своей жизни едет на поезде. С ним — родители и старшая сестренка. Отец, Афанасий Семенович, — офицер, орденоносец, участник «финской» и Великой Отечественной, — вывозит семью в отпуск, направляясь из немецкого города Дрезден, где он служит в составе Группы советских войск, к родным на Урал.

Дорога дальняя. За несколько суток пути предстоит миновать множество городов и небольших станций. Володе нравится сидеть на столике и смотреть в вагонное окно, разглядывая проплывающие мимо речки, мелькающие деревья и домики. На остановках он внимательно наблюдает за снующими пассажирами, слушает гудки паровозов.

Наконец, — Москва. Пересев на другой поезд, семья уже отправлялась до Златоуста, и тут на забавного мальчика обращает внимание средних лет женщина, представившаяся его родителям фотокорреспондентом журнала «Огонек». Это была известная в журналистском мире Галина Санько…

Здесь необходимо сделать отступление и рассказать более подробно о Галине Захарьевне Санько. Многим профессиональным фотографам, несомненно, знакомо ее имя, ведь уже при жизни Галина Санько стала легендой. В 1930-х годах участвовала в крупных экспедициях, много раз выезжала в длительные командировки. Прошла всю войну. Дважды была ранена. Награждена орденом Красной Звезды и медалями. Некоторые снимки Галины Санько были представлены на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашистов.

В послевоенные годы Галина Захарьевна (обычно коллеги величали ее Захаровной) работала в журнале «Огонек». Еще в 30-х репрессировали мужа. С того времени жизнь была посвящена одному делу: фотографии. Жизнерадостный человек, она порой поражала коллег несоветскими манерами. Детей у Галины Захарьевны не было, может, потому особое внимание в своем творчестве она уделяла теме детства.

…Буквально через несколько дней после встречи на московском вокзале Галина Захарьевна прибыла в Златоуст, чтобы сфотографировать приглянувшегося мальчика. Местный ГК КПСС, узнав о гостье из Москвы, выделил служебный «газик» для доставки фотокорреспондента главного журнала страны до соседнего поселка, где отдыхала уже знакомая ей семья. Когда горкомовская машина въехала в поселок, случился настоящий переполох: сбежалось едва ли не все население, подумав, что нагрянуло партийное начальство.

Съемки во дворе дедушкиного дома показались Володе долгими и утомительными. К тому же, фотографироваться пришлось с огромной немецкой овчаркой по кличке Мирта, и нельзя было терять бдительности ни на секунду. Наш маленький герой задабривал собаку плюшками, которые в это время пекла его бабушка.

Зато вскоре, в сентябре того же года, фотоэтюд с Володей под названием «— А ты не кусаешься?» действительно появился в 37-м номере журнала «Огонек» на третьей странице обложки крупным форматом. Радовались тогда, надо полагать, больше родители. Но сегодня, 60 лет спустя, эти воспоминания очень дороги самому Володе  — Владимиру Афанасьевичу Маслову. Кто его не знает в Лесном?! Он тоже любит фотографировать и даже коллекционирует фотоаппараты.

Недавно тот самый снимок Г. Санько с маленьким Вовой появился в Интернете. Он оказался цветным. Почему «оказался»? Потому что в журнале данное фото было напечатано в черно-белом варианте.

В сети на фотографию имеются совсем свежие комментарии. В основном нынешние зрители обсуждают не художественность снимка, а необычную одежду мальчика и актуальный сегодня вопрос об опасности собак. И только один отзыв — попытка пофилософствовать: «Детство, это когда домашние собака и кошка старше тебя. Подтверждено на собственном опыте».

Как вспоминает Владимир Афанасьевич, после той памятной съемки Галина Захарьевна отправила в Дрезден два экземпляра журнала и  несколько своих фотографий. А потом какое-то время даже переписывалась с его мамой Таисией Семеновной.

В середине 70-х, уже отслужив в армии и став студентом свердловского вуза, Владимир находился в Москве и решил навестить Галину Захарьевну Санько. Навел справки в редакции «Огонька» и позвонил ей. Галина Захарьевна проживала недалеко от станции метро «Савеловская». В ее скромной однокомнатной квартире, полной книг, они пили чай. Он рассказывал о себе. Простая пожилая женщина, какой Владимир увидел тогда Галину Санько, показала ему свою фронтовую «лейку» — фотоаппарат еще довоенного немецкого производства. Подарила свой, недавно изданный, фотоальбом, который ныне хранится у его сестры Людмилы.

Это была не  последняя их встреча. Осенью 1981-го Владимиру Маслову снова довелось побывать у Галины Санько.

— Она сильно простудилась, — рассказывает Владимир Афанасьевич. — Попросила меня отнести в мастерскую ее любимые настольные часы. Через несколько дней я пришел вновь, а дверь открыла дальняя родственница и сообщила, что Галина Захарьевна умерла…

Такая вот история. Немного грустная получилась. Но у нее есть еще эпилог.

…Москва, апрель 2014 года. В столице проходит международный фото-форум, куда прибыли представители ведущих мировых фирм, производителей фотоаппаратуры. На мероприятии присутствует и известный российский фотограф Лев Шерстенников. Он  презентует свою книгу «Остались за кадром», посвященную коллегам, фотокорреспондентам журнала «Огонек». За автографом к Шерстенникову обращается любитель таких встреч из далекого Лесного Владимир Афанасьевич Маслов.

—  Здравствуйте, Лев Николаевич! Знаком со многими Вашими фотографиями. А Вы, наверное, знали Галину Санько?

— Конечно. Мы вместе работали…

— В 1955 году ее снимок со мной и собакой был опубликован в «Огоньке».

— Хорошо помню эту фотографию. Ведь Галину Захаровну считаю одним из своих учителей.

— Мне доводилось бывать у нее в гостях. Храню ее «визитку»…

— А что Вам написать?

— Напишите: «Неизвестному фотографу».

И Лев Николаевич размашисто, во весь титульный лист своей книги, набросал: «Неизвестному (до некоторых пор) фотографу Владимиру Маслову — детской модели Галины Захаровны Санько, который миллионным тиражом был напечатан в «Огоньке». Успехов и здоровья!»

Фото предоставлены авторами

Источник: Радар. – 2015. – 11 июня (№ 24). – С. 3 : ил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Авторизация

Новые поступления


Художественная литература

Медицинская литература

Отраслевая литература

Новинки медиатеки