ГЕРОИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Нынешней осенью исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского художника, писателя, археолога, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

«Бажовка» вновь посвятила его творчеству выставочный павильон – Зимний сад – где представлена серия картин Н. К. Рериха, объединенная названием: «Россия – страна великого будущего».

За спиной Николая Рериха, этого замечательного человека – гражданина мира, гуманиста:  пакт «О мире», тысячи картин и сотни книг, среди которых знаменитая «Каменная летопись России», «Семь великих тайн космоса» и его непреходящее «Учение живой этики», покорившее умы и сердца прошлых поколений и продолжающее владеть умами поколений нынешних.

Но главным его талантом во все времена и при всех достижениях была его необычайная, искренняя и огромная любовь к родине. Изучению ее истории он посвятил всю свою жизнь. «Каждый народ должен знать свою основу (историю), на которой слагался его особый характер», – говорил Николай Константинович.

Наверное, он был бы безмерно рад увидеть, как в дне сегодняшнем начинается пробуждение духа и сердца человека, как люди не удовлетворяются тем, чем они жили раньше, начинают принимать понятие общины мира. Ведь идея общины и общего блага – это, как он считал,  первый признак расширенного сознания. И вот новый мир выводит нас на широкую дорогу сотрудничества. Мы видим, какие усилия прикладывают наши первые политики к сохранению мира на земле, возрождению сотрудничества с разными странами, к сохранению России.

         Кстати,  неизбежное и благотворное сближение России с Востоком Рерих предвидел еще в годы Великой Отечественной войны. И эту мысль заложил в своей         картине «Настасья Микулична».

Невольно обращаешь внимание на то, что дочь русского богатыря Микулы Селяниновича – земледельца, кормилица – славянка, совсем не светловолоса и голубоглаза, а с явными чертами монголоидной расы, черноглаза, с двумя черными косами, свисающими над военными латами, в которые облачена красавица. Однако, без оружия, лишь верхом на боевом коне. И в вытянутой руке держит две маленькие людские фигурки – символы малых народов в большой длани России.

«Конь её поднимается на возвышенность, он ещё на неё не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака, и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом», -– писал Рерих.

         Эту серию картин исследователи и ученые называют пророческой. По праву. Образы картин здесь многозначительны, насыщены предчувствием и тревогой. Рерих как один из ведущих мастеров русского космизма осмысливал происходящее во вселенском масштабе и призывал задуматься о судьбе планеты и делах человеческих. И в годы тяжелых военных испытаний его голос звучал особенно взволнованно.

В самые тяжелые, переломные годы войны на свет выходят и самые яркие его полотна. Им создаются картины «Ярослав», «Мстислав Удалой», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны», «Настасья Микулична», «Святогор», «Борис и Глеб», «Александр Невский». В них былинные образы соседствуют с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты — с символическими мотивами.

Образы богатырей, героев и подвижников, дозорно стоящих на рубежах своей родины, символизируют мощь великого русского народа, его героический дух. В ярких, монументальных по звучанию полотнах находят отражение темы подвига, героизма, мужества и созидания.

«Борис и Глеб плывут по Днепру».Картина, посвященная великим русским почитаемым святым. Они пожертвовали собой, чтобы не было междоусобной борьбы. Они погибли от руки своего брата Святополка, получившего за это вероломное убийство прозвище «Окаянный».

Сохранилось предание о том, что появляются братья, плывущие в ладье по Днепру, в самые трудные для Руси времена и помогают предупреждением и советом: не начинать братоубийственных войн. Наши сегодняшние отношения с Украиной – подтверждение тому, что заранее видел и предчувствовал Рерих.

На переднем плане картины «Победа» — древнерусский воин, похожий на одного из героев картины “Богатыри проснулись”. Перед ним — поверженный им дракон. Воин отрубил в смертельной схватке голову этому чудовищу, «змею Горынычу». Лицо его между тем печально.

Былинный сюжет. Но цвет кожи дракона соответствует цвету мундиров фашистской пехоты. Голова змея отрублена, но из раненого чрева его выглядывает зубатое чудище, и оно уже простёрло свою когтистую лапу, цепляющуюся за землю.

Фашизм. Легко узнаваемая, недобитая нечисть. А ведь картина написана в 1942 году, в году решающей битвы на Волге и последующей победы в ней. И уже с предупреждением. Однако, сверкающие в багряном свете вершины горы Белухи, стоящие подобно неприступному бастиону за спиной у воина, светят как символ непобедимости народа, символ победы. И все же…картина словно говорит: «Люди мира, будьте осторожны!»

Об эмоционально-ассоциативном предчувствии, высокой интуитивности Рериха говорил еще Горький. И призывал учиться прислушиваться к его мыслям.

Выше облаков, вровень с горными вершинами, поднялся Святогор, древний старец, олицетворяющий собой грозную силу. Всем своим обликом он словно говорит: ”Не замай!” Ему вторит и Н. Рерих, предостерегая потенциальных агрессоров: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой  орывал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: “Не замай!”».

«Щит огня – ручательство Победы, – писал он из Гималаев. – Недопустимо разрушительство. Оборона Родины – есть долг человека. И в защиту ее приносится опыт, знания, дух, сердце. Всю твою неисчерпаемость мы будем оборонять!».

Подробно и интересно о картинах выставки, жизни, подвижничестве и творчестве Николая Константиновича Рериха, всей его семьи, помощи «Красному кресту» в годы ВОВ, большой благотворительной деятельности на благо России, рассказали представители «Рериховского общества», существующего в Лесном вот уже более 25-и лет, Татьяна Николаевна Кукушкина и Василий Ефимович Житяев. На встрече были продемонстрированы два видеоролика: поэма о Николае Рерихе «Вестник» и «О Великой Победе» (по одноименному очерку Н. К. Рериха).

Учащиеся Ирины Николаевны Родионовой и Светланы Васильевны Макаровой (ДМШ): Даша Трубина, Даниил Болдырев, Дмитрий Авраменко подарили слушателям прекрасный музыкальный концерт. Особенно в унисон прозвучала исполненная Дмитрием на гитаре пьеса «Портрет последнего романтика».

Наталья КОЛПАКОВА.

Фото из архива «Рериховского общества».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Авторизация

Новые поступления


Художественная литература

Медицинская литература

Отраслевая литература

Новинки медиатеки