БУМАЖНАЯ МАГИЯ ДЗЕН или ИСКУССТВО ПОСТОЯННЫХ ПЕРЕМЕН

Шестьдесят тысяч модулей – и вот он – сказочный бумажный собор Василия Блаженного. Оригами-чудо, умелых рук произведение.
Ему 68 лет. Как вышел на пенсию, так и окунулся в этот омут завораживающего, всепоглощающего творчества. И вот уже восемь лет живет в своем оригами-мире. Николай КУРИЛИН. Мастер фантазии, воплощенной в бумаге . Только мечта, только яркая картинка перед глазами и … символ. Чаще всего – счастья и благоденствия на этой земле.
– Как появилось свободное время, сразу нашел в Итернете всё об оригами – давно меня увлекал этот вид творчества, необычностью своей, воздушностью притягивал, – рассказывает Николай Иванович. – Начитался, купил бумагу, нарезал модулей и стал собирать первого лебедя. Сначала всё шло коряво, пальцы казались большими и какими-то неуклюжими, а тут – изящные детальки, воздушный корпус.
Заглянул еще раз в историю этого необычного прикладного вида творчества и выяснил: существуют не просто схемы, а основные обозначения и условные знаки, которые необходимо знать. Линии сгиба бумаги и то разные: от себя, вогнуть вовнутрь, выгнуть наружу, перегиб, складка, молния. А еще есть базовые формы: блин, ромб, водяная бомбочка, рыба, птица, лягушка, дверь, катамаран.
Существует и так называемое модульное оригами. Каждый модуль складывается по классическим правилам, а затем они вкладываются друг в друга. Появляющаяся при этом сила «трения» не дает конструкции распасться. А есть еще мокрое оригами: бумагу смачивают водой для придания фигуркам плавности линий, выразительности и последующей жесткости для таких, негеометричных, объектов, как фигурки животных и цветов.
Это и была азбука оригами с более пятьюдесятью вариантов схем. Азбука искусства постоянных перемен, неуловимого движения, пластики – в голове мастера, в воздухе, в изделии…
Да и сама история оригами – этой бумажной магии дзен – оказалась довольно интересной. Родина оригами – китайские, а затем – японские – монастыри. Монахи наносили на фигурки из бумаги, используемые в ритуалах, различные иероглифы с символическим значением. Постепенно оригами стало значительной частью японских церемоний, самураи обменивались подарками, украшенными «носи» – символами удачи, сделанными из бумаги. В восьмом веке нашей эры технология изготовления фигурок из бумаги достигла арабов, в одиннадцатом веке мавры принесли бумагу в Испанию, в пятнадцатом веке оригами заполонило Европу, правда, в более коммерческом его применении: шляпы (как например знаменитая Испанская Пахарита), лодки, домики. В середине двадцатого века искусство оригами распространилось по всему миру и превратилось в международное искусство.
А поскольку оригами – вид самовыражения, это искусство имеет свои ценности. Оно способствует развитию тонкой моторики всех двигательных функций человека, различных (биофизических, психологических) внутренних систем, развития интеллекта у детей. Оригами – признанная во всем мире арттерапия. Да и вообще, это идеальная дидактическая игра для улучшения у человека таких качеств, как изобретательность, логика, фантазия, воображение. Это нежное искусство лечит и укрепляет эмоциональную сферу людей застенчивых, стеснительных, помогает и людям, не могущим сдержать агрессию и вспыльчивость.
– Ну а мне вот уже восемь лет оригами лечит душу, – говорит Николай Иванович, – поддерживает ее на нужной творческой и человеческой высоте. Всё, что я делаю, я дарю людям. Приятно видеть восторг в их глазах, слышать слова благодарности. Как-то на сайте одного признанного российского мастера оригами, Сергея Тарасова, увидел выполненный им храм Василия Блаженного. Сердце так и зашлось! Подумал: «Вот бы попробовать!».
И попробовал. Его оригами- храм почти в его рост – вот тебе и искусство миниатюры. Состоит из шестидесяти тысяч модулей. Сказочной красоты восьми башенное, восьми купольное здание с внутренним двориком – как в жизни. И такое же много орнаментное, невероятно красочное, с превалированием традиционных русских цветов – красного и желтого – цвета золота –- (как в одной из песен Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще господь замечал»).
«Сооружать» храм Василия Блаженного начал еще в феврале, корпел над ним всю коронавирусную пандемию, и вот смотрит на него теперь да думает: «В музей краеведческий его отдать или в православный храм? Чего скрывать от людей такую красоту! Пусть полюбуются».
Детские библиотеки, Центры социального обслуживания населения, детские садики в одном из которых, газпромовском, внука вечерами забирает, хорошо знают работы Курилина, дорожат его подарками и восхищаются. Не раз проводил мастер-классы для начинающих оригамистов, особенно любит заниматься с детьми.
А дома – невероятная по красоте, цветовой гамме и фантазии коллекция: праздничные букеты цветов в шикарных вазах, покоряющих разноцветьем орнаментов, и без ваз, пушкинский дед, только что выловивший золотую рыбку, маленькие, яркие, как небо и прерии Африки, попугайчики в кольцах, разнообразные зверушки в разных позах, смешные и строгие, снова цветы – тюльпаны, розы, словно живые бабочки – о красках и думать не надо, сама природа постаралась, украшая их трепетные крылышки…
А у меня на столе – изящная, длинношеяя Царевна-Лебедь, хрупкая , воздушная и величественная в своей необычайной красоте… Щедрый и сердечный подарок мастера. На счастье и благоденствие.
Наталья КОЛПАКОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Авторизация

Новые поступления


Художественная литература

Медицинская литература

Отраслевая литература

Новинки медиатеки