2025 ГодНовости

Даты и события. Электронные ресурсы. Путь между океанами: Панамский канал.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Тема обзора сегодня немного необычная. Вчера, 12 июня, исполнилось 105 лет со дня официального открытия Панамского канала. Казалось бы, какое отношение к России имеет событие, произошедшее на другом конце света? Давайте посмотрим? В конце 2024 года, вскоре после президентских выборов в США, вновь избранный президент Дональд Трамп сделал несколько громких заявлений. В ...

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема обзора сегодня немного необычная. Вчера, 12 июня, исполнилось 105 лет со дня официального открытия Панамского канала.

Казалось бы, какое отношение к России имеет событие, произошедшее на другом конце света?

Давайте посмотрим?

В конце 2024 года, вскоре после президентских выборов в США, вновь избранный президент Дональд Трамп сделал несколько громких заявлений. В их числе было требование отменить плату за прохождение американских судов через Панамский канал, либо возвращение контроля над каналом.

Читая такие новости, задумываешься об исторической стороне вопроса: насколько правомерны такие претензии? кто занимался строительством канала? какую роль играл и играет Панамский канал в экономике США и в мировой экономике в целом?

Панамский канал — это одно из величайших инженерных чудес, которое значительно изменило торговлю и транспортировку в мире. Он соединяет Атлантический океан с Тихим.

Немного истории

Впервые на землю Панамы европейцы вступили в 1501 году. И уже тогда, в начале 16 века, возникали идеи соорудить водный путь — от Атлантического океана к Тихому. Но только к концу 19 века появились технические возможности для осуществления одного из самых масштабных проектов столетия.

Изначально работы по строительству канала начала Франция.

Создав акционерную компанию для строительства Панамского канала — «Всеобщую компанию межокеанского канала», Фердинанд де Лессепс, который ранее успешно руководил строительством Суэцкого канала, 1 января 1880 года в устье реки Рио-Гранде заложил первый камень. Но проект Фердинанда Лессепса был крайне неудачным, и спустя 9 лет оказалось, что работы выполнены менее чем на треть. Ведь Панамский перешеек представляет собой горную местность, покрытую непроходимыми джунглями и глубокими болотами, да еще изобилующими комарами. Главной инженерной ошибкой было то, что канал не предусматривал никаких шлюзов и плотин, а должен был проходить на уровне моря, по аналогии с Суэцким каналом.

Непредвиденные технические сложности и высокий процент заболеваемости рабочих привели к банкротству предприятия.

В 1902 году США, понимая стратегическое и экономическое значение канала через Панамский перешеек, выкупили у французов, которые все еще владели концессией на строительство канала, право на продолжение строительства. Но сенат Колумбии не признал этого права.

Тогда американцы «помогли» Панаме выйти из состава Колумбии. 4 ноября 1903 года произошло отделение Панамы от Колумбии, а уже 18 ноября 1903 года между Панамой и США был подписан договор. Согласно ему, Америка получала в аренду на 99 лет  панамскую территорию от Атлантического до Тихого океана, шириной 10 миль, для строительства канала с последующей его эксплуатацией.

Американцы проанализировали все технические ошибки в расчетах предыдущего проекта и организовали мероприятия по подготовке местности, чтобы уберечь рабочих от эпидемий. Подъём и опускание судов на высоту 26 метров над уровнем океана было решено производить с помощью трёх ступеней шлюзов.

Строительство Панамского канала продлилось 10 лет, в течение которых за процессом строительства следили все заинтересованные мировые державы, в том числе и Россия.

С целью изучения хода строительства в район работ были направлены видные российские инженеры путей сообщения: в 1911 году — гидролог Всеволод Евгеньевич Тимонов, а в 1913-м — гидротехник Валериан Евгеньевич Ляхнитский.

Их подробные отчёты были изданы в Санкт-Петербурге. На многие годы они стали бесценной информацией для российских инженеров, проектировавших и строивших каналы и шлюзы в России.

Одна из книг В. Е. Тимонова – «Мировой водный путь через Панамский перешеек» находится в фонде Президентской библиотеки и доступна только в удалённом электронном читальном зале.

Но в Национальной электронной библиотеке (НЭБ) книга есть в свободном доступе.

К 1914 году канал был построен. 15 августа 1914 года через канал прошло первое судно – американский океанский пароход SS Ancon.

А как же дата 12 июня 1920 года??

Дело в том, что открыть движение в том же 1914 году помешал большой оползень, поэтому официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.

Открытие Панамского канала послужило мощным импульсом для развития экономики и судоходства не только на Западе, но и во всем мире. Канал значительно сократил время и расстояние, необходимое для прохождения между Тихим и Атлантическим океанами. Например, если раньше маршрут от Нью-Йорка до Сан-Франциско растягивался на 23 тысячи километров, то сегодня судам достаточно проплыть 9,5 тысячи километров.

Панамский канал позволяет судам избежать опасного пути, пролегающего через пролив Дрейка. Пролив Дрейка – самый глубокий и широкий пролив в мире. Штормовые ветра здесь дуют в любое время года и суток, а в водах то и дело встречаются дрейфующие айсберги. Поэтому появление более короткого пути через Панаму — вопрос не только экономии времени, но и безопасности.

Появление прохода из Атлантики в Тихий океан принципиально изменило и международное право, и мировую экономику. Это не могло не повлиять на экономику и геополитические интересы России.

Ещё одна книга из фонда Президентской библиотеки, на которую стоит обратить внимание – Панамский канал, падение хлебных цен и наши торговые договоры – исследование немецкого, швейцарского и русского экономиста Иосифа Марковича Гольдштейна 1914 года издания (книга в свободном доступе на сайте Президентской библиотеки)

В своём труде Иосиф Маркович тоже пишет о том, что появление канала, соединяющего два океана, создаст переворот в мировой торговле. Автор анализирует создание и строительство Панамского канала, который соединяет Атлантический океан и Тихий океан. Он рассматривает преимущества и проблемы, возникшие при его строительстве, а также влияние канала на торговлю и экономическую ситуацию в стране.

И. М. Гольдштейн также исследует падение цен на хлебные культуры, которое произошло в определенный период и оказало существенное влияние на экономику и жизнь населения. Автор анализирует факторы, вызвавшие это падение цен, и его последствия.

Изучение торговых договоров является еще одной важной темой книги. Автор анализирует существующие договоры страны с различными партнерами, исследуя их влияние на экономическую ситуацию и торговлю. Он также рассматривает возможности для заключения новых договоров и развития торговых отношений.

Представляем подборку книг из фонда библиотеки и электронных библиотек, а также список Интернет-ресурсов, посвящённых истории строительства Панамского канала и его использования в наши дни.

Книги и статьи в фонде библиотеки

Гальский, Д. Великие авантюры : история создания Суэцкого и Панамского каналов / Д. Гальский. – Москва : Прогресс, 1986. – 440 с. : илл. (Шифр: 26.89(0) Г17. Книга находится в зале естественно-научной литературы).

Сычев, С. В. Земля меж двух океанов / С. Сычев. – Москва : Мысль, 1983. – 138, [2] с. : карты ; 20 см. : [16] л. цв. ил. (Шифр: 26.89(7Пан) С 95. Книга находится в зале естественно-научной литературы)

Национальная электронная библиотека (НЭБ)

Венин, В. М. Панама и Панамский канал / В. М. Венин ; под ред. д-ра геогр. наук И. А. Витвера. – Москва : Географгиз, 1951. – 72 с. : карт. (Доступно на сайте НЭБ).

Новаковский, С. И. Панамский канал и его мировое значение / С. И. Новаковский; предисл. проф. М. В. Довнар-Запольского. – Киев : тип. И.И. Чоколова, 1914 (обл. 1915). – X, 590 с., [70] л. ил., портр., карт. : ил. (К сожалению, доступно только в Российской государственной библиотеке, г. Москва).

Тимонов, В. Е. Мировой водный путь чрез Панамский перешеек : 72 рис. на 40 отд. табл. и 2 карт. / Сост. В.Е. Тимонов, пред. междуведомственной комиссии, проф. Ин-та инж. пут. сообщ. имп. Александра I… ; Министерство путей сообщения. Междуведомственная комиссия для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи 1909-1912. – Санкт-Петербург : тип. М-ва пут. сообщ., 1913. – 214, [1] с., 40 л. ил. (Доступно на сайте НЭБ).

Президентская библиотека

Гольдштейн, И. М. Панамский канал, падение хлебных цен и наши торговые договоры / И. М. Гольдштейн. – Москва : товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914. – 160, [1] с., 14 л. ил., карт. (Доступно на сайте Президентской библиотеки).

Нольде, Б.Э. Панамский канал и международное право / Проф. бар. Б.Э. Нольде (С.-Петербург). – [Санкт-Петербург : Тип. В.Ф. Киршбаума, 1913]. – 37 с. (Только в Центрах удалённого доступа).

Интернет-ресурсы

100 лет Панамскому каналу // ARCHIVISTUS : сайт. – URL: https://www.archivistus.ru/100-let-panamskomu-kanalu/ (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ свободный.

История строительства Панамского канала : Как появился уникальный инженерный проект // Коммерсантъ : сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2361033#more (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ свободный.

Копа, Н. Морской путь через… сушу! / Н. Копа // Юный эрудит. – 2022. – № 3. – С. 8-11 : цв. ил. – Электрон. копия. – URL: https://publ.lib.ru/ARCHIVES/YU/»Yunyy_erudit»_(jurnal)/%de%ed%fb%e9%20%fd%f0%f3%e4%e8%f2,%202022,%20%b903.pdf (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ на сайте «Archives».

Путь между океанами : Ровно 110 лет назад по Панамскому каналу прошёл первый корабль // За рубежом : интернет-газета : сайт. – URL: https://zarubejom.ru/events/put-mezhdu-okeanami/ (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ свободный.

Романов, Р. Почему США сначала построили Панамский канал, а потом отказались от него : История водной артерии, ставшей символом американской гегемонии // Ведомости : газета : сайт. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/10/05/1066508-otkazalis-ot-panamskogo-kanala (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ свободный.

Сазонов, Е. Почему Трамп так мечтает о Панамском канале Корреспондент «КП», прошедший Панамский канал: Это важный рычаг управления миром // Комсомольская правда : газета : сайт. – URL: https://www.kp.ru/daily/27690.3/5078773/ (дата обращения: 3.06.2025). – Доступ свободный.

Хованов, А. Долгий путь Панамского канала / А. Хованов // Наука и жизнь. – 2011. – № 2. – С. 114-120 : ил. – Электрон. копия. – URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/19213/ (дата обращения: 27.05.2025). – Доступ на сайте журнала.

Панамский канал: XXI век

На протяжении многих лет США и Панама спорили о праве на эксплуатацию канала. В середине 1960-х гг. между странами на некоторое время даже были приостановлены дипломатические отношения. После их восстановления обе стороны согласились с необходимостью выработать новые договоренности.

7 сентября 1977 года настойчивые усилия панамского правительства по возвращению себе контроля над частью территории страны наконец-то увенчались успехом. США согласились сначала установить над каналом совместный контроль, а 1 января 2000 года полностью передать объект и окружающую его зону Панаме.

В декабре 1999 г. в Панаме состоялась торжественная церемония передачи ключей управления Панамским каналом. США были представлены экс-президентом Картером.

Сегодня Панамский канал находится под полным контролем Панамы. Управление каналом осуществляет Панамское управление канала (ACP) — государственная организация, которая отвечает за его эксплуатацию, обслуживание и развитие. Канал продолжает оставаться важнейшим торговым маршрутом, играя ключевую роль в мировой экономике, связывая два океана и значительно сокращая путь для судов, путешествующих между ними. Панамский канал ежегодно приносит Панаме значительный доход, через канальные сборы. Он также привлекает международные инвестиции в Панаму, способствует развитию инфраструктуры и созданию рабочих мест. Помимо этого, канал продолжает развиваться и модернизироваться, например, в 2016 году был завершен проект по расширению канала — новый комплекс шлюзов, называемый «Третий набор шлюзов», значительно увеличил пропускную способность канала. Расширение канала позволило пропускать суда большего размера (так называемые «неопанамаксы»).

Правительство Панамы продолжает соблюдать Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала от 1977 года, вторая статья которого гласит, что и в мирное, и в военное время эта ключевая для международной торговли водная артерия должна оставаться безопасной и открытой для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равноправия. Поэтому и сейчас Панамский канал остается открытым для беспрепятственного прохода российских судов.

Вернёмся к тому, с чего начали: каковы причины претензий Д. Трампа?

Панамский канал очень важен для американской экономики, он обеспечивает более короткий путь между восточным побережьем США и Азией. Около 40% контейнерных перевозок и бОльшая часть американского экспорта энергоносителей проходят через него.

В последние годы Панамский канал оказался в центре противостояния между США и Китаем. Д. Трамп неоднократно заявлял, что ключевыми портами канала управляет Китай, и угрожал восстановить американский контроль, обвиняя Панаму в завышении тарифов. Китай и правительство Панамы эти обвинения отрицают. Тем не менее, Китай является вторым по величине пользователем после США и в последние годы активно инвестирует в порты и терминалы вблизи канала.

Как разрешится этот конфликт? Время покажет…

Спасибо за внимание!

Подготовила гл. библиограф Ольга Сычугова

Фото и изображения находятся в свободном доступе в Интернете